Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Преступление против человечности и истории

Баку осуществил этническую чистку под видом «восстановления территориальной целостности»

После многомесячной средневековой осады Нагорного Карабаха (Арцаха) Азербайджан при пассивном наблюдении российского миротворческого контингента развязал широкомасштабную военную агрессию, приступив к завершающей фазе этнических чисток исконного населения многовекового армянского края. Впервые за тысячелетия древний край, о котором писали античные авторы, остался без своего исконного населения. Алиев представил данное преступление против человечности как «восстановление территориальной целостности Азербайджана», а некоторые иностранные горе-политики даже умудрились поздравить бакинский режим с «исторической победой» над армянами Арцаха.

На самом деле имело место не только военное преступление в отношении целого народа, но и грубое насилие над самой историей. Об автохтонности и самоидентичности армян Арцаха свидетельствуют тысячи исторических памятников – церквей, храмов, монастырей, вековой хозяйственный уклад местного населения, артефакты археологических раскопок, исторические факты и научные труды современных и древних учёных, в том числе античного историка и географа Страбона, который в своём известном труде «География» сообщает сведения об Арцахе, входившем в состав Великой Армении.

В первоисточниках Арцах в разные периоды истории назывался различными именами: Уртехе-Уртехини, Орхистена, Арцах, Цавдек, Хачен, Карабах. Античные историки свидетельствуют о том, что во времена армянских царей Арташеса и Зареха (второй век до нашей эры) и позднее во времена Страбона (первый век до нашей эры) Арцах был составной частью Армении, с однородным по языку населением – армяноязычным.

Одним из многочисленных фактов, опровергающих абсурдные вымыслы азербайджанской пропаганды о появлении армянского этноса в регионе лишь в 19 веке, является документально сохранившаяся многолетняя переписка армянских меликов (князей) Карабаха с российским императорским двором и некоторыми европейскими державами, начавшаяся ещё в первой четверти 18 века.

Сами азербайджанские авторы прямо или косвенно свидетельствуют об автохтонности карабахских армян и захватнических устремлениях перекочевавших в регион мусульман. На данный факт прямо указывается в рукописи Мирзы Джамаля Джеваншира Карабагского «История Карабаха», охарактеризованной институтом истории Академии наук Азербайджанской ССР как «один из ценных первоисточников по истории Азербайджана 18-19 веков». О переселении кочевых тюркских племён из Ирана на часть территории Арцаха свидетельствуют и другие тюркские и персидские авторы – Мирза-Адигезал-Бек (Карабах-намэ, Баку, 1950 г.), А. Бакиханов (Гюлистан – Иран, Баку, 1926г., издание «Акты Кавказской археографической комиссии» (Тифлис, 1866 г.) и  т.д.

Необходимо отметить, что ни в одном историческом источнике на каком-либо языке о существовании Азербайджана в рамках Закавказья до 19 века не упоминается. Слово «Азербайджан» в отношении территорий, вошедших в 1920-е годы в состав Азербайджанской ССР, стало применяться лишь в начале 20 века после установления на этих территориях турецкого оккупационного режима в конце Первой мировой войны и провозглашения т.н. «Азербайджанской Демократической Республики». Кстати, искусственность этого протурецкого образования поразила генерала Деникина. «Всё в Азербайджанской республике было искусственным, не настоящим, начиная от названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии, – писал лидер Белого движения. – Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарские Бакинскую и Елисаветпольскую губернии и русскую Мугань и объединённая турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе…» 

Интересно мнение по этому поводу бывшего депутата Национального собрания НКР, ныне покойного Максима Мирзояна: «Идея «Азербайджана» появилась на базе сепаратных переговоров российской большевистской верхушки и Турции, заверившей Ленина (не без помощи Сталина и мусаватиста Берии) построить на остатках Османской империи коммунистическое общество. Затем большевики материализовали эту идею, создав на землях народов, населяющих регион (таты, талыши, лезгины, армяне и др.), лоскутное государство – Азербайджан. Оккупация и аннексия прошли под мирным лозунгом строительства светлого будущего. Самые большие «лоскуты» армянского происхождения – Нахичевань, Карабах, Утик, Гардман…»

Итак, название «Азербайджан» применительно к территории современного Азербайджана появилось лишь в 1918 году, в период, когда пришедшая к власти в Баку партия «Мусават» стремилась придать легитимность последующим притязаниям на сопредельные провинции Ирана. Исторической науке известна лишь древняя иранская провинция Антропатена – Адрбадаган, трансформировавшаяся в тюркском звучании в современное название Азербайджана. Этноним же «азербайджанцы» появился лишь в 30-х годах. До этого во всех российских и советских источниках они упоминались как «кавказские татары» или «тюрки». Даже в азербайджанских источниках приводится, хотя и искаженная, но доказывающая историчность существования армян в Восточном Закавказье версия событий, чего нет относительно существования азербайджанского народа и государства до 1918-1921 гг.

Отметим также, что в этнографической литературе русских авторов 19-20 веков отмечается  выгодное отличие армян в ведении земледелия и беспомощность в этом плане кочевников, для которых по объективным причинам земледелие являлось занятием второстепенным.

Хотя перекочевавшие в Закавказье «татары» стали вести частично оседлый образ жизни, психология кочевника, руководствующегося излюбленным принципом «раз ступив на чужую землю, считай её своей», осталась: по сей день азербайджанские псевдоаналитики самым наглым образом извращают историю региона, пытаясь оправдать притязания «кавказских татар» на территорию не только Арцаха и Армении, но других соседей с древнейшей  историей  (Грузии, Ирана и др.), вместе с их уникальным культурным наследием.

Во время научной конференции в октябре 2022 года в Степанакерте на тему «Проблемы и риски защиты духовного и культурного наследия Арцаха»  предводитель Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Вртанес Абрамян, говоря об истоках и мировом значении армянской культуры и о проводимой на государственном уровне многолетней разрушительной политике Азербайджана, отметил: «Мы созидаем, а они разрушают и радуются этому. Создаётся впечатление, что они боятся нашего наследия. Так оно и есть – они боятся и завидуют нам. У них такая патологическая болезнь: бывшие кочевники хотят изгнать коренной народ с его родины, превратить его самого в кочевника и занять его место».

Известно, что ещё 14 декабря 2005 года в своей речи по случаю 60-летия Академии наук Азербайджана Ильхам Алиев призвал азербайджанских учёных вовлечься в программу «обоснования» перед мировым сообществом отсутствия исторических прав армянства на Нагорный Карабах. Он обещал субсидирование программы объединения усилий азербайджанских специалистов в разработке и пропаганде его тезиса о том, что «армяне пришли в Нагорный Карабах – неотъемлемую часть Азербайджана – как гости» и что «...нынешняя Армения, территория, именуемая на карте Республикой Армения, – это исконно азербайджанская земля»...

Учёный-кавказовед, кандидат исторических наук Тимур Айтберов, выступая  на вышеупомянутой научной конференции в Степанакерте, в частности, отметил: «В Баку появилась странная «наука», цель которой доказать, что армяне не жили в регионе и даже в Арцахе. При этом они основываются на небылицах, сказках. Наши достоверные свидетельства опровергают утверждения этих “учёных”».

Сегодня азербайджанские оккупанты средь бела дня уничтожают армянский исторический след на оккупированных территориях, оскверняют ценности, созданные за столетия и тысячелетия, в том числе памятники, входящие в сокровищницу мировой культуры. Весьма примечательное в данном контексте заявление сделал после 44-дневной войны 2020 года председатель Союза архитекторов Азербайджана Касимзаде, который призвал уничтожить все армянские храмы на оккупированных территориях Арцаха.

 Имеется множество задокументированных случаев преднамеренного разрушения и вандализма в отношении армянских церквей, иных религиозных и культурных памятников со стороны азербайджанских вооружённых сил как во время боевых действий, так и после войны.

Параллельно с пещерным варварством продолжается процесс «культурного» мародёрства, то есть «албанизации», а точнее – «удинизации» армянского наследия Арцаха.

Вот преступная суть пресловутой «территориальной целостности» Азербайджана: религиозная нетерпимость, дискриминация по национальному признаку и этнические чистки, насилие над историей и фальсификация неопровержимых фактов, систематическое и целенаправленное уничтожение древних христианских святынь. Построенное на лжи и обмане квазигосударство с диктаторскими порядками и варварскими нравами самозабвенно празднует свою «историческую победу» над цивилизацией и самой историей.

Как долго продлится это фальшивое ликование?..

Ашот Бегларян, писатель, публицист, Ереван

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.