Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Холокост – да, Геноцид армян – таки нет?

На этом снимке (фото: Мелик Багдасарян/REUTERS), на фоне некоторых тогдашних представителей отечественного госаппарата и гражданского сектора, изображен премьер-министр Канады Джастин Трюдо в ходе своего визита в Армению в 2018 году. Тогда он совершил, можно сказать, примечательный поступок (даже с учетом возможной конъюнктурности мотивов) – принял участие в церемонии возложения цветов к Мемориалу Геноцида армян Цицернакаберд в Ереване. За что потом удостоился критики со стороны лидеров некоторых государств.

Застрельщиком в этой критике ожидаемо стали представители турецких властей, по сей день считающие любое упоминание о преднамеренном массовом истреблении армян в своей стране в начале ХХ века – не говоря уже об осуждении – чуть ли не оскорблением национального достоинства. Такое вот у них ОНБ – общество неограниченной безответственности.

Можно, наверное, по-разному относиться к Джастину Трюдо. Однако нельзя не признать, что он – один из самых ярких паблик-политиков нового времени. Отдельного внимания заслуживает, в частности, его умение одеваться: универсальные темно-синие костюмы и классические ботинки канадец сочетает с разнокалиберными веселыми носками. Этот компонент одежды Трюдо из незаметного аксессуара превратил в площадку для высказываний, в простой и вместе с тем действенный способ завоевания всеобщего интереса. Например, встречу глав государств и правительств стран НАТО в Брюсселе Трюдо явился в розовых носках с логотипом альянса. Это фото даже появилось в официальном Инстаграме канцлера Германии Ангелы Меркель. Воистину, носки сегодня в Канаде – больше, чем носки.

Но Трюдо, думается, не гоняется за дешевой показухой. Как государственный руководитель, он способен на принципиальные шаги. Как, например, в данном случае канадский лидер не убоялся скрежета зубовного и проклятий из Анкары. Последуют ли его примеру другие? Например, новый премьер-министр Израиля Нафтали Беннет?

«Из высших соображений»

«Массовое убийство примерно 1,5 миллиона армян с 1915 по 1917 год режимом младотурок в Турции широко рассматривается как первый геноцид ХХ века. Это также – событие, которое долгое время было укором совести еврейского народа, пережившего ужасы Холокоста – тяжелейшего геноцида ХХ века и современности», - отмечает колумнист газеты The Jerusalem Post Джереми Шарон.

В своей статье «Почему Израиль до сих пор не признаёт Геноцид Армян?» (Why has Israel not yet recognized the Armenian Genocide?) Шарон констатирует: несмотря на взаимный опыт перенесенного геноцида, государство Израиль с момента своего основания уклоняется от признания армянского опыта. Многие, по его словам, осуждают подобную позицию. Однако есть и сторонники такого осторожного подхода, считающие его единственно верным для еврейского государства с точки зрения безопасности. Иными словами, дипломатические, военные и экономические гешефты должны превалировать над моральным императивом.

Американо-израильский социолог Израэль Чарни (Israel W. Charny), отмечающий в нынешнем году свое 90-летие, один из ведущих специалистов по истории геноцидов, основатель и исполнительный директор «Института Холокоста и геноцида» в Иерусалиме, - один из тех, кто уже на протяжении десятилетий выступает за уважительное отношение к трагедии, постигшей армянский народ в начале ХХ века. Чарни – принципиальный противник отрицания Геноцида армян; он неоднократно сравнивал подобную политику с отрицанием Холокоста, подчеркивая, что у обеих трагедий – схожие методы и и психологическая мотивация. В своей новой книге “Провальный ответ Израиля на Геноцид армян: отрицание, государственная ложь, истина против политизации истории” (Israel’s Failed Response to the Armenian Genocide: Denial, State Deception, Truth versus Politicization of History), изданной в марте нынешнего года, он подробно описывает, как и почему еврейское государство воздержалось от признания зверств в отношении армян геноцидом. Чарни анализирует, в частности, давление Турции на Израиль с требованием не только не признавать Геноцид, но даже не допускать проведения научных конференций на эту тему. В его исследовании говорится и об уклончивой позиции израильского правительства, которую учёный считает аморальной, так как переживший Холокост народ Израиля отрицает (на уровне правительства) геноцид другого народа.

В немалой степени толчком к этому исследованию послужили события, происшедшие с самим Чарни. В первую очередь – ожесточенное противодействие властей Турции и Израиля проведению в Тель-Авиве в 1982 году 1-й международной конференции, посвященной Холокосту и Геноциду армян. Дошло до того, что видный писатель и общественный деятель Эли Визель, сам переживший Холокост, который был приглашен председательствовать на конференции, предпочел в итоге отказаться. Но Чарни устоял. И конференция все-таки состоялась. И тогда во всеуслышание было заявлено о Геноциде армян.

“Мы стремимся к нашим собственным интересам, но это происходит за счет выполнения того, что является центральным в еврейской традиции. Правды, правды ищите”, - заявлял тогда Чарни, процитировав Библию (Второзаконие; гл. 16, ст. 20).

Близкое, думается, к исчерпывающему определение геноцида, предложенное Израэлем Чарни: “Геноцид в общем его понимании — это массовые убийства значительного числа людей, совершенные не против вражеской армии в ходе военных действий, а в условиях незащищенности и беспомощности жертв”, размещено на сайте Музея-института Геноцида Армян.

“Ты мне, я - тебе”- заклятые друзья

Массовому истреблению армян в Турции предшествовало неудачные военные действия турецких войск против российских частей во время Первой мировой войны, а также попытки Турции захватить азербайджанский город Баку, пишет израильский журналист. Впоследствии, по его оценке, режим младотурок обвинил армян Восточной Анатолии в предательстве Турции, назвав их “пятой колонной” в стране, стремящейся к независимости.

“В результате, - отмечает Шарон,- солдаты-армяне, служившие в турецкой, армии были разоружены, а затем систематически убиты турецкими войсками, после чего иррегулярные силы начали совершать массовые убийства мирных армян. В мае 1915 года турецкий парламент санкционировал массовую депортацию армян из Восточной Турции на юг, утверждая, что их присутствие представляет угрозу национальной безопасности. И, под надзором гражданских и военных чиновников, сотни тысяч граждан Армении были затем отправлены в концентрационные лагеря. Многие были убиты по пути, другие умерли от голода и обезвоживания”.

Историки давно уже признали, что эта последовательность событий, в результате которых в Турции погибло около 90% армянского населения, была геноцидом. Но власти Турции с тех пор и по сей день упорно отказываются назвать вещи своими именами. Правда, Анкара признала, что за указанный период погибло большое число армян. Но конфетка оказалась с червоточинкой: турецкая сторона настаивает на том, что централизованная политика геноцида у них никогда не проводилась. Турция продолжает усиленно работать над отрицанием геноцида армян, угрожать различными последствиями странам, рассматривающим возможность его признания. С некоторыми такими государствами турки ухудшили свои дипломатические отношения.

Но касательно Израиля все много лет обстояло в лучшем виде. Так, в 1949 году именно Турция стала первой страной с мусульманским большинством, признавшей Израиль и установившей с ним дипломатические отношения. С тех пор она долгое время рассматривалась как “стратегический актив” (strategic asset) Израиля. По сути, это – не только единственный союзник Израиля в регионе, полном вражды к еврейскому государству, но и региональная держава, имеющая стратегическое геополитическое значение.

Правда, в последние лет 10-12 отношения между Израилем и Турцией несколько охладели. Особого напряга это достигло после инцидента в мае 2010 года. Напомним: тогда по инициативе движения Free Gaza Movement шесть судов «Флотилии свободы» подошли к берегам Израиля, пытаясь прорвать израильскую блокаду сектора Газа, и были задержаны израильским морским спецназом в нейтральных водах вблизи границ Израиля при попытке проникновения в закрытую военную зону. В ходе операции, получившей название «Морской бриз», израильской досмотровой группе спецназа пассажиры корабля «Мави Мармара» (Mavi Marmara) оказали сопротивление; в результате последовавших событий были убиты 9 и ранены 30 пассажиров, ранения также получили 10-15 израильских солдат. Остальные корабли флотилии не оказали сопротивления и были захвачены без жертв. Все корабли были препровождены под охраной в порт г. Ашдода, где на следующий день часть активистов была выслана за пределы Израиля, а отказавшиеся покинуть Израиль — арестованы и депортированы.

Этот инцидент, инициаторов которого в Турции приравняли чуть ли не к священномученикам, заставляет Израиль проявлять осторожность в вопросах, которые могут вызвать недовольство официальной Анкары. Так, в частности, полагает доцент кафедры всеобщей истории Университета им. Бар-Илана (рамат-Ган, Израиль) Эфрат Авив. «В нынешней ситуации признание геноцида армян было бы ошибкой, - заявил он в комментарии The Jerusalem Post. - Если есть моральные основания для такого шага, то он не должен сделан из желания поквитаться с Турцией за ее поведение по отношению к Израилю. Признание геноцида армян вызвало бы гнев не только исламистского электората Эрдогана, но и светских националистов, что расширило бы масштабы гнева по отношению к Израилю».

Подобная ситуация, вообще-то, уже давно ставит Израиль в затруднительное, если не сказать – щекотливое положение. Ведь, хотя братание с Турцией даёт Иерусалиму торговое, туристическое и военное сотрудничество, открывает воздушный коридор на Дальний Восток и т.д., приходится констатировать, что как нация, пережившая Холокост, израильтяне как-то морально не вправе отворачиваться от события, повсеместно считающегося первым геноцидом ХХ века.

Как бы то ни было, целый ряд политиков и государственных деятелей, включая вышеупомянутого Джастина Трюдо, нашли в себе мужество осудить одно из самых чудовищных злодеяний ХХ века – геноцид армян в Турции. Сделают ли когда-нибудь аналогичный шаг израильские лидеры?

В сегодняшнем Израиле, думается, есть люди, взыскующие правды, а не пробавляющиеся тошнотворной государственной ложью. Есть такие люди и в России, и во Франции, и в Турции, и даже в Армении, у руля которой почему-то застрял напыщенный и глупый поклонник Че Гевары. Так что надежда всё же сохраняется.

Ашот Гарегинян

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.