"Албанское наследство" Элбая Гасымзаде

В предыдущей статье «Армянский Дадиванк и «азербайджанская культура» я пообещал отдельно поговорить о так называемых «албанских» (иначе «прото-азербайджанских») памятниках.

Председатель Союза архитекторов Азербайджана Эльбай Гасымзаде, в интервью интернет-порталу «Trend Life» (http://www.trend.az/life/socium/3335557.html), утверждает, что «…армяне разрушили практически все памятники азербайджанской культуры, арменизировав древние христианские албанские храмы».

Это песня! Похоже, в Азербайджане для современного массового сознания эта «албанская» мифология играет ту же роль, что и убежденность древних людей в том, что Земля плоская. Опять же прошу прощения у тех, кто в теме, но вынужден вновь провести небольшой исторический экскурс.

Кавказская Албания, - полиэтническое государство, существовавшее на левобережье Куры и части современного Дагестана в первые века нашей эры. Христианство пришло в Кавказскую Албанию из Армении в 315 г. н. э. Крестителем Кавказской Албании был Преподобный Григор Лусаворич (Просветитель), ранее (в 301 г. н. э.) крестивший Армению. Уже в 428 г. н.э. Кавказская Албания как суверенное государство с политической карты исчезает. И, в отличие от армянской цивилизации, сумевшей в отсутствии своего государственного суверенитета, сохранить свою идентичность, народы, населявшие Кавказскую Албанию, в течение нескольких веков растворились среди своих более сильных соседей.

За исключением короткого периода с 7 по 9 век, когда албанская церковь имела свою автокефалию, она всегда, ВСЕГДА, являлась органической частью Армянской Апостольской Церкви. Архитектура древнеалбанских церквей практически такая же, как и у армянских и грузинских храмов 4-9 вв. Разве что, ее отличает большая провинциальность, что вовсе не является недостатком, и что вполне естественно, так как Албанская Церковь находилась, по тем временам, на самой дальней периферии христианского мира. В целом албанская храмовая архитектура не успела выработать свой особый национальный язык.

К 16 веку большая часть народов, населявших Кавказскую Албанию была исламизирована. В наше время потомками древних албан являются ряд дагестанских народов (прежде всего лезгины) и, проживающие в Азербайджане около 3 тысяч христиан-удинов (по переписи населения СССР 1979 г. официально в АзССР удин насчитывалось 5,8 тысяч; по переписи1989 г. всего в СССР удин насчитывалось 8 тыс. человек), которых сейчас окормляет Русская Православная Церковь.

Этнически удины относятся к азербайджанцам так же, как русские к мексиканцам. Поэтому говорить о какой-либо этнической и культурной преемственности современных азербайджанцев от древних албан, просто не приходится. На тот период, когда в Закавказье пришли предки современных азербайджанцев тюрки-сельджуки от Кавказской Албании оставались лишь одни исторические предания.

Так что отдельные памятники Кавказской Албании в наши дни сохраняются там, где Кавказская Албания и была, - т. е. севернее Куры.

Как выше сказано, собственно самобытной национально выраженной албанской архитектуры просто не сложилось. Хронологически, в 12-13 веках, когда армянское зодчество было на пике своего развития, - а именно тогда были созданы главные архитектурные творения Нагорного Карабаха монастырские комплексы Дадиванка и Гандзасара, - никакой архитектуры Кавказской Албании уже века как не существовало.

Отдельная тема, педалируемая господином Гасымзаде, – это, так называемая, «арменизация» албанских памятников и замена на них албанских надписей на армянские. Азербайджанские квази-историки исписали на эту тему тонны бумаги, и сочинили десятки «детективов». Должен сказать, что со своей студенческой юности, когда я еще автостопом путешествовал по Закавказью, мне довелось наслушаться подобных баек столько, что они у меня просто из ушей вываливались.

Ну, в самом деле, представьте себе, как это взять, и вытащить камень из кладки?! Это какими же по трудоемкости и по степени организации должны быть такие работы?!

Не говоря уже о необходимости возведения строительных лесов, поскольку, как правило, надписи располагаются на приличной высоте, чтобы их было видно, не говоря уже о неизбежном массивном повреждении соседних блоков, не говоря о шуме от этих работ и необходимости транспортного обеспечения! Совершенно очевидно, что скрытно организовать и провести такого рода мероприятия в принципе невозможно. И конечно, при азербайджанской власти, никакие «злобные армяне» такого делать не могли.

А все обвинения, что они заменяли камни с одними надписями на другие в ходе реставрационных работ конца 20–начала 21 века, остаются чисто голословными, поскольку почти до конца 1980-х годов ни азербайджанские власти, ни азербайджанские специалисты историки и архитекторы большого интереса к христианским памятникам Нагорного Карабаха не проявляли.

И пока не возникла «албанская» теория их происхождения, они их, даже в целях исторической фальсификации не изучали, и где и какие на них расположены надписи, особого понятия не имели. Практически все известные в советское время фотофиксации и обмеры этих объектов осуществлялись армянскими исследователями-энтузиастами, которых местные власти еще и всячески преследовали. Соответственно, у азербайджанской стороны нет никакой объективной информации о состоянии этих объектов до 1991 г., и ничего предъявить, кроме фейков, они не могут по определению.

А вот стесывать надписи на тех христианских сооружениях, которые находились на территории Азербайджана, вот это местные власти делали с большим удовольствием. Таких случаев зафиксировано предостаточно. И, в отличие от фейков азербайджанской пропаганды, все они реальны, и все они задокументированы.

В том же Дадиванке мы своими глазами видели следы стесанной армянской надписи, которую за год до ее уничтожения в 1980-е годы успел сфотографировать армянский исследователь.

Ну, и кто кричит «держи вора!»?

Что же до утверждения Эльбая Гасымзаде о том, что возраст камня можно легко проверить с помощью инфракрасного спектрометра, то я специально консультировался на эту тему со специалистами физиками и геологами. Ответ был однозначен, - это абсолютно безответственное и не профессиональное заявление. Даже не понятно на кого оно рассчитано? Разве что на тех, кто «…ах обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад.». Существующий сегодня радиоизотопный метод определения возраста объекта применим только к биоструктурам, но никак не к неживой материи. С помощью спектрометра можно установить геологический возраст каменной породы, но не существует методов определения времени ее обработки. Если бы они были, то сегодня мы бы имели гигантский прорыв в археологии. Мы бы точно датировали все доисторические памятники, все памятники Древнего Египта, Мессопотамии, Древней Индии, Китая и Латинской Америки… Но что-то об этом ничего не слышно. Опять же, как говорится, - «держи вора!»?

Российский миротворец, охраняющий монастырь,  осматривает  хачкар, замурованный в стену.

Российский миротворец, охраняющий монастырь, осматривает хачкар, замурованный в стену.

Начиная с 1988 года целый хор азербайджанских квази-историков и квази-искусствоведов, который сегодня возглавляет мадам Лейла Алиева (дочь президента), стал на весь свет распевать «псалмы» и «оды» про древних албан, чьими потомками, якобы, являются азербайджанцы, про албанскую, якобы, «Апостольскую» (!) церковь (история христианства такой титулатуры древней Албанской Церкви не знает), и про архитектуру, которая, якобы, вовсе не армянская, а на самом деле албанская.

Строго говоря, подобного рода «теории» начали бродить в среде националистически настроенной азербайджанской интеллигенции где-то с конца 1960-х – начала 1970-х годов, что как раз совпадает с приходом к власти в республике Гейдара Алиева.

Но массировано они зазвучали именно в 1988 г., на фоне разгорающегося Карабахского конфликта. Московское руководство тогда никак на это не отреагировало, прежде всего, в силу особого веса, который имел в тогдашнем Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, при полной про азербайджанской и антиармянской позиции тогдашнего Генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева. Лакейски, по тем же причинам, промолчала, и Академия наук СССР.

Результат, - две Карабахские войны.

Никита ШАНГИН

Почетный архитектор РФ, Профессор МАрхИ.

Лауреат премии СА РФ «Золотое сечение» и Национальной архитектурной премии РФ «Хрустальный Дедал».

АРМЕНОВЕД

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.