Прошло 97 лет с момента образования НКАО: Этапы эволюции независимости Арцаха в статье Давида Бабаяна

К 97-летию образования Нагорно-Карабахской Автономной области Новости Армении – NEWS.am публикует статью советника президента Республики Арцах, доктора исторических наук Давида Бабаяна «Роль и место Нагорно-Карабахской Автономной Области в истории армянской государственности».

7 июля 1923 года, 97 лет назад, была образована Нагорно-Карабахская Автономная Область (НКАО). Эта страница истории карабахской (арцахской) государственности, по понятным причинам, до сих пор является одной наиболее политизированных. Между тем, НКАО представляет достаточно специфический период истории армянской карабахской государственности, которая дает ответы на целый ряд важнейших ответов не только прошлого, но и настоящего и будущего. 

Итак, рассмотрим геополитические аспекты образования, существования и эволюции Нагорно-Карабахской Автономной Области. Для создания или образования какого-либо государственного образования должны быть соответствующие основания и/или цели. Бывает так, что образования создаются с нуля, искусственно, не имея соответствующих исторических, культурных, этно-национальных основ. В таком случае они создаются для осуществления важнейших стратегических целей, т.е. материализуются геополитические амбиции внешних и внутренних сил. Создание в 1918 году Азербайджана в Закавказье было именно реализацией геополитических амбиций, ведь исторический Азербайджан, являющийся частью Ирана, никакого отношения к Закавказью не имел.

В других случаях образование или формирование какой-либо государственной единицы имеет столь веские основания, что оно в какой-то степени даже безальтернативно. Эта своего рода историко-политическая легитимность. Образование НКАО принадлежит именно к данной категории.

Говоря о геополитических амбициях и легитимности, т.е. целях и основаниях образования тех или иных государственных образований, необходимо отметить, что вне зависимости от эмоциональной составляющей, они обе являются ключевыми компонентами геополитики и в данной плоскости каждая из них имеет свое воздействие политику разных центров силы и геополитических игроков как внутренних, так и внешних.

Для более полного понимания этих аспектов необходимо сперва вкратце рассмотреть процесс создания Азербайджана в Закавказье. Как известно, и как уже было отмечено, на Кавказе никогда не было образования под названием «Азербайджан». Появление данного образования в Закавказье было результатом глобальных геополитической конкуренции, появлением идеологии пантюркизма и попытками ее практического осуществления. Только Первая мировая война и Октябрьская революция в России создали условия для того, чтобы предпринять попытки объединения тюркских народов Закавказья, Кавказа, Ирана и Средней Азии путем захвата этих территорий турецкой армией появилась.

Первичным звеном осуществления пантюркистких планов представал Кавказ. Именно в данном контексте в Восточном Закавказье и была создана страна под названием «Азербайджан», которая никакого отношения к историческому Азербайджану, известному также как Атрпатакан или Атропатена не имела. Цель была одна – если есть кавказский и иранский Азербайджаны, то они должны объединиться, а это объединенное образование Турция намеревалась присоединить к себе и выйти в Среднюю Азию и таким образом создать единое пантюркистское государство. Создание «Азербайджана» в Закавказье также давало возможность Турции захватить бакинскую нефть, на долю которой тогда приходилось 95% нефтедобычи Российской империи. 

Однако образование в Закавказье Азербайджана кроме создания пантюркистской державы предусматривало и включение в ее состав Ирана. Дело в том, что исторический Азербайджан на протяжении достаточного долгого времени был духовно-политическим центром Ирана. Именно исторический Азербайджан стал ядром возрождения иранской государственности в эпоху Сефевидов. Понятно, что контроль над историческим Азербайджаном на порядок увеличивал возможность контроля над всем Ираном, причем не только с политической, но и с историко-психологической точки зрения. В последнем случае пантюркисты получали возможность легитимизировать свои претензии на весь Иран, представив историю этих государств, для которых этническая принадлежность не играла никакой роли и которые враждовали как между собой, так и с османами, в качестве монолитного тюркского наследия.

Контроль над историческим Азербайджаном и завоевание Ирана привело бы к колоссальным геополитическим трансформациям, в частности - к созданию единого мусульманского суннитского пояса от Мраморного моря до Китая, Сибири, Индии и Индонезии. Был бы уничтожен шиизм, образовалось бы единое исламское пространство. На протяжении веков одним из главных препятствий на этом пути был именно шиитский Иран и его завоевание привело бы к неизбежному глобальному религиозному конфликту с непредсказуемыми последствиями.

Таким образом, новый Азербайджан в Закавказье становился главным стратегическим звеном, способным решать одновременно несколько грандиозных геополитических задач.

Новосозданное государство Азербайджан в Закавказье сразу попыталось захватить практически все Закавказье, чтобы стало иметь обширную сухопутную границу со своей «суррогатной матерью» - Турцией. Так и возник Карабахский вопрос. И дело здесь не в том, что это государство не имело никаких на то оснований. Механизм был запущен. Новое «геополитическое дите» родилось, и дальнейшие процессы уже изменили всю историю Закавказья, Ближнего Востока и армянского народа, в частности, его карабахского сегмента.

Однако Карабах, как известно, не признал притязания Азербайджана и с распадом Российской империи, с 1917 по 1920 фактически был самоуправляемым государственным образованием. Причем Карабах международным сообществом был признан спорной территорией, т.е, в принципе, он в качестве определенной, пусть даже спорной единицы, получил своеобразное признание.

Советизация региона создала новую, не менее сложную ситуацию в регионе. Установление контроля над новосозданным Азербайджаном было одним из ключевых геополитических императивов государства Советов, от которого, без преувеличения, зависела дальнейшая судьба первого в мире социалистического государства. Как указывал Сталин, Центральная Россия, этот очаг мировой революции, не может долго держаться без помощи окраин, изобилующих сырьем, топливом, продуктами продовольствия. После потери Баку в сентябре 1918 года, Советская Россия оказалась в сложнейшей экономической ситуации, буквально наступил топливный голод.

Одним из ключевых вопросов было преодоление топливного голода в Советском государстве, которое получило доступ к стратегически важнейшему Бакинскому нефтяному району. Естественно, что контроль над бакинской нефтью оказал важнейшее значение на победу большевиков в Гражданской войне и в борьбе с иностранной интервенцией, a также экономического развития советского государства. 

Включение Закавказья в состав Советского государства создало весьма благоприятную геополитическую ситуацию для большевиков, дала им возможность укрепить безопасность страны и проводить наступательную внешнюю политику, в частности, на Востоке. И здесь особая роль отводилась Азербайджану. Важность данной республики подчеркивали практически все лидеры Советского государства, в том числе и В.И.Ленин. Г.К.Орджоникидзе, называл Красный Азербайджан «ключом к мусульманскому Востоку».

Большевики были уверены, что именно под влиянием победы Советской власти в Азербайджане усилится революционное движение в Персии и Турции, которые боролись против империалистов Антанты за национальное освобождение. Как писал Ленин, «симпатии к Советской России растут тем больше, чем больше мы помогаем независимой Азербайджанской республике вести правильное освобождение мусульманских крестьян». Как указывал С.М.Киров: «На другой день организации Советской власти здесь, в Азербайджане, тов. Ленин говорил, что из этой страны мы должны сделать образцовую во всех отношениях республику для народов Востока».

В таких сложнейших геополитических условиях, где ставки явно были в пользу Азербайджана, Армении и Карабаху необходимо было противостоять достаточно опасным вызовам. А ситуация была действительно сложной. Армения, потеряв более половины территории, значительный процент населения которой составляли беженцы, оказалась в ситуации, когда была реальная угроза потери дополнительных частей исторической родины. Зангезур, Нахиджеван, Карабах и ряд других регионов стали мишенью Азербайджана и ареной ожесточенной борьбы.

Но, Карабах, как уже отмечалось, имел столь вескую историко-политическую легитимность, чтобы не быть поглощенным новосозданным Азербайджаном и раствориться в нем. Это прекрасно понимали и в самом Азербайджане и большевистское руководство. Поэтому началась весьма сложная борьба относительно будущего Карабаха. Конечно, карабахцы упорно боролись за воссоединение с Матерью-Арменией, считая это естественным и единственно правильным решением.

Даже, когда в Азербайджане была установлена Советская власть, а Армения была еще независимой и антисоветской, Советская Россия не признала Карабах, Зангезур и Нахиджеван частью Советского Азербайджана. Так, 10 августа 1920 года между РСФСР и Республикой Армения было достигнуто соглашение, согласно которому Советская Россия, признавая независимость и полную самостоятельность Армении, занимала спорные территории, в том числе и Карабах. При этом констатировалось, что занятие советскими войсками спорных территорий, в том числе и Нагорного Карабаха, не предрешает вопроса о правах на эти территории Республики Армения или Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Будущее этих регионов должно было решаться на основах, которые будут установлены мирным договором в будущем.Таким образом Советская Россия формально не нарушила решения Лиги Наций и первоначально не передала Карабах Азербайджану, несмотря даже на то, что последний был уже советским, а Армения, как уже отмечалось, была союзником Антанты. 

После установления Советской власти в Армении Советский Азербайджан сделал ряд важных заявлений по вопросу Карабаха и Зангезура. Одно из них имело следующий текст: «Советский Азербайджан, идя навстречу борьбе братского армянского трудового народа против власти дашнаков, проливавших невинную кровь наших лучших товарищей коммунистов в пределах Армении и Зангезура, объявляет, что отныне никакие территориальные  вопросы не могут стать причиной взаимного кровопускания двух вековых соседних народов: армян и мусульман; трудовому крестьянству Нагорного Карабаха предоставляется полное право самоопределения, все военные действия в пределах Зангезура приостанавливаются, а войска СоветскогоАзербайджана выводятся».

3 июня 1921 года Кавказское Бюро Центрального Комитета Российской Коммунистической Партии большевиков (КавбюроЦК РКП (б)), в заседании которого принял участие также и руководитель Советского Азербайджана Нариманов, единогласно решило: «Указать в декларации Армянского правительства о принадлежности Нагорного Карабаха Армении».  Согласно этому решению Кавбюро правительство Советской Армении 12 июня принимает декрет, в котором говорится: «На основании декларации Ревкома Социалистической Советской Республики Азербайджана и договоренности между Социалистическими Республиками Армении и Азербайджана провозглашается, что отныне Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Социалистической Советской Республики Армении». 

Затем, как известно, 4 июля 1921 года КавбюроЦК РКП (б)) признало Нагорный Карабах частью Армении и постановило включить регион в состав Армянской Советской Республики. Но на следущий день тем же органом было принято противоположное решение и Нагорный Карабах был передан Советскому Азербайджану с предоставлением широкой областной автономию садминистративным центром в городе Шуши.

Принятие именно такого решения было результатом влияния геополитических факторов. Многие твердят, что это было сделано под давлением Сталина, но личностные факторы, которые если даже и имели место, не могли здесь играть решающую роль. Карабах не мог быть растворен в новосозданном Азербайджане, как уже отмечалось. Слишком сильна была его историческая, политическая, этнонациональная специфика и легитимность, чтобы все это игнорировать. С другой стороны, геополитическая важность Азербайджана как с точки зрения энергетической базы Советского государства, так и распространения революционных идей в мусульманском мире, требовала предоставлению этому государственному образованию геополитических «преференций», что и было сделано. Поэтому добились некого геополитического компромисса. Нагорный Карабах был включен в состав Советского Азербайджана, но в качестве отдельного государственного образования, пусть даже автономного.

Более того, именно НКАО была одним из самых действенных механизмов воздействия на Азербайджан и недопущения его возможного дрейфа к соперничащим геополитическим полюсам, тем более, что в этой республике существовали серьезнейшие вопросы, связанные с формированием титульной нации, которая все еще не была сформирована, более того подерглась определенным существенным трансформациям. Если до вхождения в состав Российской империи мусульманское население, как тюркское, так и ираноязычные и горские народы Восточного Закавказья назывались мусульманами или персиянами, в Российской империи ююрки они стали кавказскими татарами, то в СССР превратились в тюрков Советского Азербайджана. Азербайджан вплоть до 1936 года был единственной в СССР советской республикой, название которой не было производным от названия титульной нации, как например Грузия - грузины, Россия - русские и т.д. Естественно, что отсутствие монолитной идентичности у титульной нации могло легко воздействовать на ее геополитические предпочтения, что надо было пресекать на корню. И здессь одна из ключевых ролей принадлежала именно Карабаху.

Таким образом образование НКАО было продиктовано как наличием веской историко-политической легитимностью, так и геополитическими целями, и задачами стратегического характера. Кстати, в самом решении КавбюроЦК РКП (б) эти контуры ясно просматриваются. В качестве причины включения Нагорного Карабаха приводится следущая формулировка: «Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами иэкономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном. Именно «постоянная связь» с Азербайджаном давала возможность поддерживать в регионе соответствующий геополитический баланс.  Именно этому одним из важнейших событий в области административного деления и внутреннегостроительства Азербайджана советские власти считали образование автономной области НагорногоКарабаха. Естественно, что языком сношения с Автономной Карабахской областью был признан армянский.

Таким образом, была образована Нагорно-Карабахская Автономная Область, одна из трех наряду с Армянской ССР и Нахиджеванской АССР армянских государственных образований, один из компонентов армянской государственности. НКАО должна была иметь свою конституцию, к столице области городу Шуши должна была быть подведена железная дорого из Евлаха.  Но ни то и ни другое не было осуществлено. Власти Азербайджана, учитывая стратегическое положение Шуши, опасаясь, что город, вновь став столицей Карабаха, возродится и они потеряют его, добились того, что столицей стал маленький населенный пункт Ханкенди, ставший впоследствии Степанакертом.

Более того, в состав автономной области вошли не все части Нагорного Карабаха. Надо сказать, что с понятием «Карабах» и «Нагорный Карабах» тогда были определенные административно-политические проблемы. Дело в том, что тогда были некоторые несоответствия исторического и административно-территориального понятиий «Карабах» и «Нагорный Карабах». Под Карабахом в основном понималась территория бывшего Карабахского ханства, составлявшая более 26 тыс. кв. км. Оно включало в себя части территорий исторических армянских провинций Архах, Сюник, Утик и Пайтакаран. После присоединения к Российской империи, ханство стало Карабахской провинцией, которая затем также была расформирована. К моменту распада Российской империи большая часть бывшей Карабахской провинции была в составе Елизаветпольской губернии и состояла из четырех уездов – Шушинского, Джеванширского, Корягинского или Джебраильского и Герусинского (Горисского). Часть территории же провинции Мильская равнина была в составе Бакинской губернии.  Но, ряд территорий Карабахской провинции, а также не входившие в состав данной провинции северные сегменты исторических армянских провинций Арцах и Утик (Шаумян, Геташен, Чардахлу и т.д.) были частью Елизаветпольского и Казахского уездов.

Поэтому на момент образования НКАО, говоря о Карабахе, имели ввиду, в основном, Шушинский, Джеванширский и Джебраильский уезды, отчасти Герусинский. С Нагорным Карабахом было даже более проблематичнее. Ведь Северный Арцах или Северный Нагорный Карабах (уже упомянутые Шаумян, Геташен, Чардахлу и т.д.) всегда были частью карабахского сегмента армянской государственности. Большая часть этих территорий была также в составе самоуправляющегося Архаца в 1917-1920 гг.

Здесь была определенная неопределенность, которая иногда присутствовала и в ряде официальных директив. Так, в одном из документов было указано, что весь Нагорный Карабах должен был быть выделен в самостоятельную административную единицу. Но что же надо было понимать под Нагорным Карабахом? Сейчас задним числом можно об этом спорить, но, факт лишь в том, что не весь исторический Нагорный Карабах получил статус автономии, не на всей его территории была образована армянская государственность. В состав НКАО вошла лишь 1/6 часть Карабаха и около трети исторического Нагорного Карабаха.

Образование НКАО было также частью административно-территориального и этно-политичвеского размежевания Карабаха в целом. Низменный или равнинный Карабах был разбит на два уезда — один с центром в Агдаме, другой с центром в Джебраиле. В особый уезд был выделен Курдистан. Таким образом, Карабах был разделен между тремя субъектами. НКАО, как уже отмечалось стала отдельным армянским государственным образованием, Восточный и Северный Карабах был передан непосредственно Азербайджану без какого либо отдельного статуса автономии. Исключением стал лишь Шаумянский район – единственный сегмент Северного Арцаха, имеший статус отдельного района в составе Азербайджанской ССР. Западный Нагорный Карабах стал Красным Курдистаном – отдельным уездом в составе Советского Азербайджана, расположенный между НКАО и Армянской ССР. Это был единственный за всю историю существования Советского Азербайджана район, в названии которого имелось указание на этно-национальную принадлежность. Такое название было применено к этой территории впервые. Именно поэтому в ряде официальных документов имеются даже формулировки типа Джеванширский, Шушинский и Кубатлинский Курдистаны. Формирование данной единицы также имело важное геополитическое значение, но Курдистанский уезд просуществовал недолго и был упразднен в 1929 году ввиду ряда геополитических трансформаций на Ближнем Востоке.

То, что не весь Нагорный Карабах получил автономию, было видно даже из названия этой автономии. В первые годы существования она называлась Автономная Область Нагорного Карабаха, что подразумевала существование и неавтономного Нагорного Карабаха. Но затем название изменили на Нагорно-Карабахскую Автономную Область. Казалось бы, несущественное изменение, даже более легкое в произношении. Но здесь имелся весьма важный геополитический аспект. Название «Нагорно-Карабахская Автономная Область» означает, что эта область включает в себя весь Нагорный Карабах. Таким образом Азербжайджан пытался в административном, политическом и даже психологическо-подсознательном отношении сузить понятие «Нагорный Карабах» и идентифицировать его исключительно с автономной областью. Но Баку не удалось полностью достичь этой цели.

Более того, даже с сильно урезанными границами НКАО сохраняла свой действенный геополитический потенциал. Армянство всего исторического Карабаха, в том числе и Нагорного Карабаха, ощущало свою причастность к армянской государственности в первую очередь посредством НКАО, именно в ней видя ядро карабахского сегмента армянской государственности, восстановление территориальной целостности которого и виделось в качестве необходимой предпосылки воссоединения с Матерью-Арменией. Такое же значение НКАО имела и для подавляющего большинства армянского населения Баку, и других городов и районов бывшей Азербайджанской ССР.

Таким образом, перед НКАО стояла действительно сложнейшая задача сохранения армянской цивилизации и государстввенности не только в самой области, но в Азербайджанской ССР в целом. До середины 1930-х годов это было сравнительно легче. Тогда сама Азербайджанская ССР была практически федеративным государственным образованием. Даже границы ряда уездов совпадали с этническим ареалом населявших их народов. Так, например, в середине 20-х кавказские народы (в основном лезгины) и ираноязычные таты составляли 59% населения Кубинского уезда (в состав которого входили нынешние Кусарский, Кубинский, Дивичинский и Хачмаский районы Азербайджана); кавказские горцы и грузины составляли 59,9% населения (45,7% и 14,2% соответственно) Закатальского уезда (в состав которого входили нынешние Белоканский, Закатальский и Кахский районы Азербайджана); талыши составляли 43,2% населения (не считая русских, которые также составляли значительный процент населения) Ленкоранского уезда (в состав которого входили нынешние Астаринский, Джалилабадский, Ленкоранский, Лерикский, Масаллинский и Ярдымлинский районы Азербайджана); курды составляли 80,7% населения Курдистанского уезда (в состав которого входили нынешние Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский районы, часть Зангеланского и Джебраильского районов). В Азербайджане, например, всячески поддерживалось этническое разнообразие и национальное самосознание.

Поворотным этапом стал 1936 год. С приxoдом Гитлера к власти в Германии в 1933 году стало очевидно, что новая мировая война неизбежна. Этническая группа «азербайджанские тюрки» представляла значительную опасность, так как могла с легкостью пойти на союз с Турцией, как это произошло во время Первой мировой войны. Учитывая традиционно тесные связи между Германией и Турцией, а также события, произошедшие на Кавказе в 1918 году, Советский Союз принял решение сформировать новую нацию. Поэтом было принято создать «азербайджанскую» нацию, причем «сверху» и ускоренными темпами. Под новым названием «азербайджанцы» были объединены различные мусульманские народы и этногруппы с целью создания исторической, культурной и политической платформы для недопущения идентификации тюрок Восточного Закавказья с турками, проживающими в Турции. Именно так в 1936 году в мире появилась новая нация – азербайджанцы. Базой консолидации мусульманских народов Азербайджанской Советской Социалистической Республики в единый азербайджанский народ должна была стать территориально-административная принадлежность. Люди различных национальностей должны были идентифицировать себя как азербайджанцы, т.е. жители Азербайджана.

Искусственное формирование новой нации сверху в геополитических целях привело к постепенному торжеству национализма, сначала на негласном уровне, a затем, особенно по мере ослабления советской власти, уже и совершенно открыто. А это было очень опасно, особенно в таком стратегически важном регионе, как Закавказье.

Данный процесс имел объективные предпосылки. Дрейф тюркской части элиты Азербайджана в сторону национализма и навязывания азербайджанской идентичности другим народам, был продиктован рядом факторов. Здесь, конечно, был элемент своеобразного симбиоза соблазна и страха. Соблазн заключался в том, что создавалась своего рода «мини-имперская» нация и «мини-империя» и необходимо было полноценно использовать предоставившейся возможности для этого в максимально короткий срок. Страх заключался в наличии объективных и серьезных препятствий на этом пути.

И важнешим из них была именно Нагорно-Карабахская Автономная Область, как армянское государственное образование, с уже указанными особенностями. Если мусульманские народы Азербайджана, у которых много общего в традициях, культуре, религии и менталитете, могли консолидироваться в единую азербайджанскую общность, то армяне, также как и русские, евреи и другие не исповедующие ислам народы республики, сохранили свою национальную идентичность. Но в отличие от других немусульманских народов, армяне Карабаха имели не только уходящую в глубь веков историю государственности, но и свою государственность, пусть даже в форме автономной области. Ассимилировать армянский Карабах было попросту невозможо. Можно было попытаться изменить этнонациональный состав этой автономной области, добиться превращения армян в меньшинство. Кстати, именно эта политика с успехом была проведена в другом автономном образовании Советского Азербайджана – Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республике, где за несколько десятилетий практически не осталось армянского населения. Но с Карабахом этого не получилось по целому ряду причин, важнейшей из которых были такие черты армян Карабаха, как жизнестойкость, мощнейшая привязанность к родной земле, бунтарский нрав и т.д. В этой ситуации азербайджанская (тюркская) элита, видела в Карабахе главную угрозу своей государственности и национальной консолидации. Начался новый этап азербайджано-карабахских отношений, НКАО предстояло выдержать сильнейшее давление со стороны Баку.

Ситуация усугублялась тем, что несмотря на форсированную ассимиляцию нацменьцшинств и официальное «исчезновение» целых народов, реальная ситуация была несколько иной. Так, по официальным данным уже к 1963 году в Азербайджане полностью «исчезли» талыши, таты и курды, а кавказские горцы, так же как и лезгины составляли лишь незначительную часть населения в районах, где некогда были самыми многочисленными народностями. Однако кавказоязычные лезгины и аварцы, компактно приживающие на севере современной Азербайджанской Республики, на границе с Дагестаном, а также ираноязычные талыши, ареал которых находится юге Азербайджана, на границе с Ираном сохранили свою национальную иденточность и до сих пор сопротивляются азербайджанской этно-национальной агрессии. Между тем, общая территория, которую занимают эти народности, составляет примерно четверть территории нынешнего Азербайджана, а иx численность – около трети населения этой страны.

Этно-политическая агрессия Азербайджана по отношению к Карабаху достигла своего апогея во время эры правления Гейдара Алиева (1969-1982 гг.). Весьма откровенно высказался по этому поводу в 1999 году министр внутренних дел Азербайджана Рамиль Усубов. Вот что он сказал в одном из своих выступлений: «Можно без преувеличения утверждать, что лишь после прихода Гейдара Алиева к руководству Азербайджана карабахские азербайджанцы почувствовали себя полными хозяевами края. В 1970-е годы проводилась большая работа. Все это вызвало приток в Нагорный Карабах азербайджанского населения из окружающих районов – Лачинского, Агдамского, Джабраильского, Физулинского, Агджабединского и других. Все эти меры, осуществленные благодаря дальновидности первого секретаря ЦК КП Азербайджана Гейдара Алиева, благоприятствовали притоку азербайджанского населения. Если в 1970 году доля азербайджанцев в населении НКАО составляла 18%, то в 1979 г. – 23%, а в 1989 – превысила 30%».

Но НКАО сумела выстоять. И не только выстоять, но и периодически предпринимать попытки воссоединения в Матерью-Арменией. Такие попытки предпринимались в 1920-е и 30-е годы, в 1945 , 1965, 1967 и 1977 годах. Арцах также участвовал в мировой политие. Общеизвестно участие карабахцев в Великой отечественной войне. Треть населения Карабаха стражалась на разных фронтах Второй мировой и это самый высокий показатель в мире. По числу Героев Советского Союза и полных кавалеров Ордена Славы Карабах занимал лидирующее место в СССР. Славные сыны Арцаха участвовали и в таких важнейших событиях, как Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции. Заметную роль в лице маршала Баграмяна и Анастаса Микояна наши соотечественники сыграли и в урегулировании Карибского кризиса 1962 года. Карабах также дал целую плеяду ученых с мировым именем, которые покоряли космос, внесли огромный вклад в различные сферы науки техники экономики.

Новый этап в истории Карабаха и НКАО наступил в 1988 году, когда начался новый этап национально-освободительной борьбы. Это был последний этап существования НКАО и ее эволюции в Нагорно-Карабахскую Республику (НКР). Надо сказать, что Карабахский вопрос в самом СССР не воспринимался как сугубо локальный конфликт. Так, лауреат Нобелевской премии мира академик Андрей Сахаров в своем письме от 21 марта 1988 года генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву назвал проблему Нагорного Карабаха «пробным камнем перестройки — ее способности преодолеть сопротивление и груз прошлого». Он же назвал проблему Карабаха для Азербайджана вопросом амбиций, а для народа Карабаха — вопросом жизни и смерти.

Вот лишь некоторые из важнейших событий Карабахского движения:

20 февраля 1988 года на XX сессии Нагорно-Карабахского областного Совета народных депутатов было принято решение о ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении;

11 июля 1988 года сессия Нагорно-Карабахского областного Совета народных депутатов провозгласила выход НКАО из состава Азербайджанской ССР;

26 июля 1989 года внеочередная сессия Шаумянского районного Совета народных депутатов ввиду усиления репрессивных и карательных мер Азербайджана по отношению к району приняла решение о вхождении района в состав НКАО;

В начале сентября 1989 года, не имея достаточных средств и возможностей для защиты области, органы власти Нагорного Карабаха неоднократно обращаются за помощью в самые высокие инстанции СССР и в Совет Безопасности ООН с просьбой о содействии в обеспечении защиты армянского населения края;

В начале декабря 1989 года Национальный Совет НКАО и Верховный Совет Армянской ССР на совместном заседании принимают постановление о воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха.

Весьма интересным этапом в существовании НКАО было введение 11 февраля 1989 года особой формы управления, с образованием Комитета особого управления. Это был первый и единственных в СССР случай, когда автономная область была фактически выведена из состава союзной республики и непосредственно подчинялась высшим органам государственной власти и управления Союза ССР. Таким образом НКАО стала своего рода советским федеральным округом Колумбия или 16-й республикой СССР. Таким образом было показано, что НКАО является самостоятельной единицей и государственным образованием с составе СССР и Азербайджанская ССР не обладает полной юрисдикцией над данным суъбектом.

Другим подтверждением этого является то, что когда 6 ноября 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял закон об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области, а ее районы и населенные пункты переименовывались и переподчинялись новообразованным административным центрам Азербайджана, то 28 ноября того же года вышло постановление Комитета конституционного надзора СССР, осуждающего данный акт и признающего его неконституционным, как нарушающий закрепленный в Конституции СССР статус НКАО. Интересно, но Комитет конституционного надзора не признал неконституционным провозглашение НКР, что, фактически, означало признание легитимности НКР и законности ее выхода из состава Азербайджана.

30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял декларацию о восстановлении государственной независимости, в соответствии с которой независимая Азербайджанская Республика провозглашает себя правопреемницей Азербайджанской Республики 1918-1920 гг. В сложившейся ситуации и в соответствии с Законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР», 2 сентября того же года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов приняла декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики.

Согласно вышеназванному закону СССР право посредством референдума самостоятельно принять решение о пребывании в Союзе ССР или в выходящей республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе наряду с союзными республиками и автономными образованиями имели и компактно проживающие национальные группы. Строго следуя положениям данного закона, было принято решение о проведении референдума о государственном суверенитете НКР.

В сроки, предусмотренные законодательством, был назначен референдум. В бюллетени для голосования было указано следующее: «Согласны ли вы, чтобы Нагорно-Карабахская Республика была независимым государством, самостоятельно определяющим формы сотрудничества с другими государствами и сообществами?». В присутствии международных наблюдателей 10 декабря 1991 года на общереспубликанском референдуме 99,89% его участников проголосовало за независимость Нагорно-Карабахской Республики.

Необходимо подчеркнуть, что Центральная избирательная Комиссия НКР создала необходимые условия для проведения референдума на всей территории республики, включая и азербайджанонаселенные пункты. В частности, посредством дислоцированных в республике подразделений Советской Армии и Внутренних войск МВД СССР в азербайджанонаселенные пункты НКР были отправлены бюллетени для голосования. До этого Центризбирком НКР обратился с телеграммой к администрации Шушинского района с просьбой организовать участие азербайджанского населения района в референдуме. Азербайджанцы не приняли участие в референдуме, однако, учитывая то обстоятельство, что армяне составляли подавляющее большинство населения НКР (более 85%), неучастие азербайджанского населения в референдуме никак не сказалось на его результатах.

6 января 1992 года была принята Декларация о государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики. Нагорный Карабах воспользовался своим правом на самоопределение строго в соответствии с действовавшим тогда советским законодательством. Таким образом НКАО естественным образом эволюционировала в НКР.

Самоопределение Нагорного Карабаха не нарушает ни одного основополагающего международного принципа, в том числе и территориальной целостности. Однако, понятно, что азербайджано-карабахский конфликт лежит больше в плоскости геополитики, нежели права, тем не менее, вышеуказанные документы лишний раз показывают правовую легитимность эволюции НКАО в НКР.

Какие же основные выводы можно сделать о роли и месте НКАО в истории армянской государственности и ее армянского сегмента? Выводы достаточно четкие. Во-первых, НКАО было армянским государственным образованием, образование которого было следствием наличия у Арцаха-Карабаха мощной и безусловной политико-исторической национальной легитимности, игнорировать которую было попросту невозможно. Во-вторых, НКАО сумела противостоять этно-политической агрессии Азербайджана и сохранить у себя армянскую государственность и цивилизацию. В третьих, армянство всего исторического Карабаха и разных частей бывшей Азербайджанской ССР ощущало свою причастность к армянской государственности в первую очередь именно посредством НКАО. В четвертых, именно НКАО стало основным ядром НКР, именно потенциал области, как людской, так и экономический и духовный, стал одной из надежных основ будущих побед в войне с Азербжайджаном, сохранением не только карабахского сегмента армянской государственности, но и незавивимости Матери-Армении.

Однако НКАО естественным образом эволюционировала. Она была бы не в состоянии обеспечить надежное будущее Арцаха в новых условиях. Лишь независимость от Азербайджана, образование НКР и изменение границ нашей республики сделали возможным обеспечение безопасности и поступательного развития Республики Арцах. Нет нужды доказывать, что без Арцаха не будет и Республики Армения. В границах НКАО Арцах нежизнеспособен. Это доказала жизнь и агрессия Азерайджана 1988-1994 гг. Возврат в прошлое как в вопросе статуса, так и границ приведет к катастрофе. НКАО – уже пройденный путь, возврата к которому быть не может.

Кстати, это прекрасно понимают и в Азербайджане. Оосбо хотелось бы в данном контексе отметить речь президента Азербайджана Гейдара Алиева в Милли меджлисе от 23 февраля 2001 года. В ней Гейдар Алиев ясно дал понять азербайджанской общественности, что лучше него никто не знает карабахский вопрос. Вот что он сказал: «Поскольку я давно знаком с этими вопросами и в период, когда непосредственно руководил Азербайджаном, очень тесно занимался проблемами Нагорно-Карабахской автономной области, я хорошо знаю историю и трудности этой проблемы… Но ни у кого из вас нет ни концепции, ни предложения, ни представления о сложности, глубине этого вопроса…. Некоторые распространяют заявления, что Нагорному Карабаху должна быть предоставлена культурная автономия, Нагорному Карабаху нельзя предоставлять областную автономию и др. Давайте подумаем с умом. Они не потерпели этой областной автономии, созданной в 1923 году, в 1988 году начали войну, агрессию, пролито столько крови, оккупированы наши земли, теперь можно ли их возвратить к той областной автономии? Это невозможно». Дальнейшие комментарии здесь, конечно же, излишни.

Поэтому надо объективно изучать нашу историю, понимать геополитические процессы, укреплять и развивать нашу страну и государство.

Источник: https://news.am

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.