Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Отчаянье «старой гвардии» алиевского клана

Правящий режим современного Азербайджана основан на клановой системе управления. Исторически его корни связаны с региональной раздробленностью населения этого закавказского государства, появившегося в сложившихся границах лишь в начале ХХ века. И до сих пор азербайджанское общество так и не сумело создать полноценное единое национальное государство: оно остается раздробленным по этническим и земляческим контурам. Если коренные народы (талыши, лезгины и др.) консолидировались или консолидируются (с разным успехом) вокруг национальной идеи, то в среде землячеств сложились кланы с разными сферами и степенью влияния. К кланам Азербайджана можно также отнести еразов (переселенцев из Армении, которых официальная пропаганда называет «западными азербайджанцами») и гразов (тюркофонов из Грузии).

Конфигурация нынешней власти (и, кстати говоря, в не меньшей степени и оппозиции) связана с событиями первых лет независимости страны. Один из наиболее организованных кланов - нахичеванский, возглавляемый бывшим первым секретарем ЦК КП Азербайджана Гейдаром Алиевым (в 1969-1982; в 1982-1987 занимал пост первого заместителя Председателя Совета министров СССР), - сначала захватил контроль над Народным фронтом Азербайджана, приведя в 1989 г. к должности его председателя другого нахичеванца А. Эльчибея (Алиева), а впоследствии и к победе последнего на президентских выборах 1992 г. В 1993 г. Г. Алиев возглавил фактически государственный переворот, в результате которого сам пришел к власти (или получил ее в руки от А. Эльчибея). И до сих пор власть продолжает оставаться в руках его клана: как известно,  с 2003 г. страну возглавляет его сын Ильхам Алиев.

Структурно клан на сегодняшний день состоит из представителей трех групп (назовем их субкланами): нахичеванцев, еразов и курдов. Для незнакомого с Азербайджаном читателя такой состав может показаться странным. Однако чтобы понять ситуацию, достаточно взглянуть на происхождение и фигуру Г. Алиева. Согласно официальной биографии (относительно которой есть много вопросов), он родился в 1923 г. в Нахичевани - регионе, где долгое время соседствовали представители трех народов - тюрков, армян и курдов. Самого Г. Алиева так или иначе связывают различные родственные узы с каждым из этих этносов. Если бы не он, каждую из этих группировок можно было бы воспринимать как отдельную. Нередко, собственно, даже между ними происходит определенная конфронтация. Но необходимость сохранить власть и наличие фигуры общего патриарха (уже в лице сына Г. Алиева Ильхама) вынуждает их сохранять союз и некое подобие единения.

Костяк клана формировался в 1970-е годы, когда Г. Алиев активно продвигал нахичеванцев на важные позиции в руководстве страны. Очередная волна переселения армянских тюрков и курдов, а также карабахских курдов во время и в преддверие войны увечила численность еразского и курдского субкланов, которые также заняли ключевые позиции в руководстве и экономике страны.

Необходимо выделить также и клан Пашаевых - клан семьи супруги Ильхама Алиева Мехрибан Алиевой, назначенной им в 2017 году первым вице-президентом. Клан Пашаевых восходит к ее деду - Мир-Джалалу Пашаеву, переселенцу из магала Вилкидж (в нынешней иранской провинции Ардебиль). Клан получил доступ к власти исключительно вследствие брака нынешней президентской четы. Он, в отличие от вышеназванных, не имеет за собой социальной базы. Поэтому его опора остается зыбкой, а связь с нахичевано-курдо-еразским кланом - неустойчивой.

Интриги в ситуацию добавляет и тот факт, что, создав должность вице-президента, И. Алиев назначил на нее не кого-то из своих (или отцовских) опытных соратников, а свою жену. Это говорит о том, что единственным человеком, которому он сейчас доверяет, является жена (или, если быть точнее, в клане нет никого, кому бы он доверял в достаточной мере). По меньшей мере, только ей он доверил на данный момент роль возможного преемника. 1 июля завершил свою службу в рядах азербайджанской армии сын Ильхама Алиева - Гейдар-младший. Возможно, в ближайшее время мы будем наблюдать уже его продвижение по служебной лестнице.

Как написано выше, сама нация и национальная идентичность в Азербайджане остаются аморфными: длительная ассимиляционная политика в отношении коренных народов приводит к отторжению, а региональная раздробленность и клановая борьба не позволяют даже тюркоговорящим гражданам страны выработать единую национальную идею (даже выбор между эндоэтнонимами «азербайджанец» и «тюрк» до сих пор остается предметом дискуссий).

Ключевым моментом, который как-то удерживает эту структуру от развала, стал карабахский конфликт. Кровопролитная война стала стержнем, вокруг которого власти пытаются объединить население. В критические для себя моменты правительство использует идею необходимости объединения во имя защиты страны. Более того, даже приход к власти Г. Алиева в 1993 г. стал возможен благодаря карабахской войне: он успешно изобразил роль спасителя страны, тонувшей в пучине внутренних и внешних конфликтов.

Активизация переговорного процесса по Карабаху, которая отмечается с прошлого года, вызывает беспокойство и некоторое раздражение у «старой гвардии» правящего клана (Рамиз Мехдиев, Али Гасанов и др.): мирное разрешение конфликта отнимет один из главных рычагов давления на общество, которым они располагают. Клан Пашаевых же, а с ними, возможно, и сам Ильхам Алиев, вероятно, видят возможность сохранить власть за своей семьей: триумф мирных переговоров может легитимизировать их нахождение у власти еще на какой-то промежуток времени. Косвенным подтверждением этого являются и неутихающие слухи о том, что Мехрибан Алиеву перестали впускать в Администрацию президента, которая остается вотчиной «старой гвардии».

Сделаем еще одну оговорку, которая должна дополнить картину возможных перестроений в стране. Любое решение карабахского конфликта потребует решения и других национальных проблем в стране: талышского, лезгинского, татского, аварского и др. Невозможно себе представить, что «наивысшая степень автономии», которую власти предлагают карабахским армянам, будет предоставлена основному внешнему «врагу» в идеологии нынешнего режима (армянам), а талышам или лезгинам - не будет. Потенциальное же признание независимости Карабаха Азербайджаном (в результате референдума, который остается одним из предметов переговоров) станет шагом для дальнейшей фрагментации этого государства и отделению от него, по меньшей мере, еще и Талышистана, и Лезгистана.

Конечно, правильнее было бы сначала создать соответствующие условия для талышей, лезгин и прочих коренных народов (хотя бы на уровне упомянутой автономии), а потом уже предлагать их армянам. Нынешняя же политика Азербайджана - широкомасштабная политика ассимиляции этих народов - является худшим из возможных ходов этого государства и лишь отдаляет какой-либо приемлемый для Азербайджана компромисс. Всем и в стране, и за ее пределами (тем более, в соседней Армении) известно, что те же талыши не имеют простейших культурных прав (будь то обучение или телерадиовещание на родном языке), не говоря уже о политических. И это не способны исправить любые выступления Ильхама Алиева и других азербайджанских функционеров о якобы проводимой в этом государстве политике мультикультурализма.

22 января 2019 г. во время  Всемирного экономического форума в Давосе состоялась неформальная встреча И. Алиева и Н. Пашиняна. Через месяц Н. Пашинян во время встречи с членами своей парламентской фракции «Мой шаг» сообщил интересные детали этой встречи. Один из членов фракции рассказал изданию «Грапарак» следующее: «Пашинян сказал Алиеву, что не может вести переговоры вместо Карабаха, нужно, чтобы Карабах сел за стол переговоров. На это Алиев ответил, что если так, то с их стороны должна участвовать азербайджанская община Карабаха. Пашинян на это возразил, что эта община голосует за Алиева на выборах, а карабахцы не избирают его, и если продолжать в этом духе, то в переговорах должны участвовать лезгины и талыши». Эту мысль премьер-министр Армении повторял и впоследствии: например, в интервью телеканалу «Шант» 13 июня.

1 июля президент Талыш-Муганской Автономной Республики Алакрам Гумматзода адресовал открытое письмо сопредседателям Минской группы ОБСЕ в связи с активизацией переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта и возможным участием талышской делегации в работе мирной конференции по разрешению карабахского конфликта. В нем он также требовал незамедлительного освобождения еще одного лидера Талышского национального движения, ученого и журналиста Фахраддина Абосзода, т.к. участие талышской делегации в каких-либо переговорах невозможно без него. Это вызвало всплеск негодования в Баку.

Как известно, профессиональная журналистика делает в Азербайджане качественные скачки каждый раз, когда ей нужно защитить правящий режим, когда нужно доказать, что Азербайджан живет лучше всех и развивается семимильными шагами, которые не замечают завистники, и когда нужно отрицать притеснение талышей и преследование их общественно-политических деятелей. Нет смысла останавливаться на деталях откровенно оскорбительных и низкопробных выпадов азербайджанской пропаганды. Стоит лишь заметить, что все СМИ, которые выразили свое негодование (day.az, minval.az, musavat.com и др.) связаны с упомянутыми фигурами «старой гвардии» - Рамизом Мехдиевым и Али Гасановым, которые как огня боятся «Талышского вопроса» и лично А. Гумматзода и других талышских лидеров. Но своими грубыми и неумелыми ответами они лишь увеличивают пропасть в решении этого вопроса, используя контрпродуктивные методы - оскорбление талышского народа и его лидера. Эти шаги вызвали лишь справедливый гнев талышского населения страны, свидетельством которого стали бурные обсуждения в соответствующих сегментах Facebook и Youtube.

Такие беспомощные, отчаянные действия «старой гвардии», которых, очевидно, в ближайшее время станет лишь больше, на фоне развивающегося переговорного процесса по Карабаху и неминуемого политического разрешения проблемы Талышистана продолжат ухудшать положение как всего режима, так и в первую очередь его «старой гвардии». Они забывают, что в отличие от них талыши борются как народ, а не преследуют узкие клановые интересы какой-то группы. И народная борьба обязательно победит.

Фото на главной странице сайта: Ю.Пашаев, Мехрибан и Ильхам Алиевы

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.