Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Этнические чистки и геноцид в Нагорном Карабахе. Часть 11

Свидетельства карабахцев об этнической чистке, блокаде и российских миротворцах

Алиса Минасян потеряла самое дорогое — мужа, а через несколько дней и Родину.

Cемья Алисы Минасян жила в Степанакерте. Муж Самвел, которого все знают как Шимира, был военнослужащим-контрактником, сын Армен учился в Степанакертском медицинском колледже, а дочь Элина училась в школе. 19 сентября 2023 года стал судьбоносным днем ​​для этой семьи.

«Самвел был контрактником в Аскеранской танковой части. Ходил на дежурство почти каждый день. 19 сентября он взял выходной: ему нужно было ехать за молочными продуктами. Рано утром он поехал за молоком в местечко «Цех Дзор» и вернулся с 45 литрами молока. Мы вместе начали готовить масло, и он рассказал, что привез на небольшой машине 9 человек из сел того района. Была даже беременная женщина.

Мы разговаривали и вдруг услышали звуки обстрелов с Гарава. В тот же момент у него зазвонил телефон — звонили из части, началась война. Он сразу же вышел из дома и направился в воинскую часть. Позвонил оттуда и сказал, чтобы я не волновалась, скоро все утихомирится. Однако через некоторое время начался обстрел Степанакерта, мы с дочерью спустились в подвал нашего дома. Чуть позже к нам присоединился и мой сын. Он сказал, что его звонил и велел присмотреть за нами. Это был последний разговор с Шимиром, после чего связь полностью оборвалась.

На следующий день война закончилась, и мужчины вернулись домой. Никаких новостей от Шимира не было. Я была удивлена, что он не звонил. В это время к нам домой пришел его брат Гарик и сказал, что Шимир получил ранение и находится в госпитале. Он приехал отвезти нас в аэропорт Степанакерта, где было безопаснее. Всю дорогу мы молчали, я чувствовала что-то, но не издала ни звука, щадя своих детей. Мой сын попросил дядю позвонить из госпиталя, чтобы услышать голос отца. Гарик молчал.

В аэропорту ко мне подходили знакомые люди, смотрели на меня с сочувствием и призывали быть сильной. Я не знала, что делать, что сказать детям.

Мы вернулись в Степанакерт с родителями мужа. 22 сентября мы похоронили его на родном Хнапатском кладбище. Утром 25 сентября мы с родителями мужа отправились в путь, в депортацию.

Без мужа я была какой-то неполноценной и пустой. У меня не было никого, кроме него и моих детей. Мой брат погиб в первую Арцахскую войну. Отец не перенес боли и присоединился к сыну. Они похоронены в нашем родном селе Акнахпюр. В результате войны 2020 года, когда мы потеряли свое село, мама не смогла преодолеть боль утраты. Я потеряла ее в 2021 году.

Я оставила могилы своих самых близких людей в Арцахе. Привезла с собой 4 свидетельства о смерти, медали мужа, награды и свой телефон, в котором остались наши фотографии.

Память о муже и родных заставляет меня бороться и пытаться жить. Несмотря ни на что, арцахцы всегда были сильными, жили достойной жизнью и трудом зарабатывали на хлеб насущный. Готовлюсь служить в Вооружённых силах Республики Армения. Я уже подала документы. Меня приняли, возможно, я скоро пойду на службу. Я обязана встать на ноги и поддержать своих детей.

Мой сын Армен учится на 2 курсе медицинского колледжа. Он отличник и после окончания колледжа собирается получить высшее образование и стать врачом. Он намерен осуществить мечту отца: стать хорошим специалистом и спасать жизни людей. Мой муж с детства учил Армена водить машину. Когда мы уезжали из Арцаха, машину вел мой 15-летний сын.

Я не могу смириться с тем, что меня лишили родины. Каждую ночь я думаю об Арцахе, о моем доме, где все были живы. Эти воспоминания поддерживают во мне жизнь и дают надежду на возвращение».

(https://step1.am/ru/2024/12/03/22322/)

 

Каграманяны родом из села Схнах Аскеранского района, после его оккупации в 2020 году поселились в  Шоше, чтобы быть ближе к родному Схнаху.

Они смотрели на свою утерянную деревню издалека, понимая, как она недосягаема. Егише был главой общины, оправившись после ранения в 44-дневной войне 2020 года, занимал эту должность до депортации, сохраняя связь между односельчанами, разбросанными по всему Арцаху.

«Я ощутил боль депортации еще в 2020 году, когда наше село вместе с несколькими близлежащими селами перешло под контроль врага. Мы не могли смириться с тем, что враг завладел нашими историческими селами. Турок никогда не было в нашем ущелье. Но надо было принять реальность. Хотя жители разъехались по разным местам, но связь между ними оставалась стабильной. Как и тогда, мы поддерживаем связь друг с другом сейчас».

Бывший глава общины Схнах вспоминает, с каким этнузиазмом они строили новый поселок для жителей Схнаха, Джрагацнер, Мадаташена и Мошхмхата в административном районе Астхашен. Они были готовы преодолеть любые трудности, лишь бы жить в Арцахе и продолжать обустраивать свою землю, пропитанную кровью героев. Люди, потерявшие свои дома, родную землю и могилы предков, нашли в себе силы творить и строить снова. Однако в сентябре 2023 года вновь столкнулись с непреодолимой стеной — депортацией.

«19 сентября 2023 года, когда началась война, меня не было в селе. Я работал в другом месте. Дошли новости о том, что ситуация в Шоше крайне тяжелая, люди в панике не знают, что делать, как спастись. Обстрелы вообще не прекращались. Связь с поселком сохранялсь до полудня, затем ее оборвали. Я вернулся в село, но на российском КПП меня не пустили, утверждая, что там опасно. Я кое-как добрался до школы, которая была в начале села. Я уже знал, что там укрылось население. Мы смогли отправить людей в Степанакерт.

1 октября в Степанакерте уже были азербайджанцы, которые свободно гуляли по городу, заходили в учреждения и магазины. Тяжело было видеть, как враг чувствует себя хозяином на твоей земле.

Через несколько дней я отправил семью в Армению, а затем сам к ним присоединился», — говорит Егише Каграманян.

«Дважды потерять всё и начать заново тяжело. Но человек способен выдержать любые трудности. Только с человеческими потерями невозможно смириться. Все остальное можно воссоздать. В Схнахе почти не было  нуждающихся семей, потому что народ у нас трудолюбивый, выжимающий хлеб из камня. Правда, сейчас проблем много, но людям удается найти работу. В основном живут в сельской местности, потому что мы земледельцы и не привыкли сидеть без дела. Многие разочарованы, но не думают покидать Армению. Мы хотим жить здесь до тех пор, пока не вернемся в Арцах на правах хозяина, а для этого, я думаю, нам нужно потерпеть, а также окрепнуть. Я уверен, что мы вернёмся», — добавляет Егише.

 (https://step1.am/ru/2024/11/26/22066/)

 

Арсен родился, вырос и окончил школу в Аскеране. После окончания школы был призван в ряды Вооружённых сил Арцаха. 19 сентября 2023 года находился на боевой службе, в направлении села Гарав, под первыми ударами противника.

Вестей от Арсена не было несколько дней — они были в засаде. Мать не могла найти себе места, а когда вдруг увидела сына в аэропорту Степанакерта, не поверила своим глазам. Откуда ей было знать, что беда еще впереди. Началась депортация Арцаха, люди искали топливо.

Наступило роковое 25 сентября, один из самых болезненных дней в истории Арцаха. Арсен был там со своим неразлучным другом Давидом. Арсена с глубокими ожогами доставили в Ереван, однако врачам не удалось спасти ему жизнь. 27 сентября его сердце, исполоненное множеством мечтаний, перестало биться.

Учительница Арсена Рузанна Хачатрян вспоминает любимого ученика, скорбит о его утрате:

«Арсен сложил для себя прекрасную сказку: закончит школу, поступит в университет, потом отслужит в армии, создаст прекрасную семью (у него уже была девушка) и расскажет сыновьям о своих трудностях и службе. Во время войны он, как говорится, попал из воды да в полымя. Готовился вывезти семью из Арцаха. Арсен погиб в результате разрушительного взрыва, произошедшего 25 сентября».

(https://step1.am/ru/2024/11/17/21786/)

 

Армине Арутюнян – учительница из Арцаха. Более 17 лет она обучала детей рукоделию в Шошском филиале Аскеранского техникума.

«Я работала в Шошской средней школе. Преподавала географию и одновременно была организатором в школе. После войны 2020 года наше село оказалось на самой границе, в нескольких сотнях метров от нас располагались позиции азербайджанцев. Хотя ситуация была спокойной, в деревне было небезопасно. Мы были постоянно начеку, поскольку знали почерк врага. От него можно ожидать худшего. Тем не менее, жили и не переставали чувствовать себя счастливыми.

Во время блокады Арцаха нам всем пришлось пережить тяжелые дни, но мы сумели выстоять и сражаться. Мы думали, вот-вот откроется «дорога жизни», и жизнь в Арцахе вернется в нормальное русло. Однако испытания продолжали преследовать нас. 19 сентября 2023 года стало для нас еще одним трагическим днем. Я с ужасом вспоминаю тот день, панику односельчан, которые жили своей повседневной жизнью и вдруг…

Азербайджанцы уже вошли в село и открыли огонь по мирным жителям. Мы пробыли с некоторыми из учителей около 6 часов в окопах российского сторожевого поста, большая часть населения находилась в подвале школы. Каким-то образом нас эвакуировали из села и 24 сентября перевезли в Армению, потому что уже началась депортация из Арцаха».

(https://step1.am/ru/2024/11/14/21691/)

 

P.S. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге 12 января 2024:

«Обвинения в адрес РФ несут только проблемы в армяно-российских отношениях и являются попыткой армянской стороны подтасовать факты для снятия с себя ответственности. Относительно утверждений об этнической чистке в Нагорном Карабахе (армянское название Арцах), Захарова предложила предоставить какие-либо факты, а также международный документ, подтверждающий, что этническая чистка имела место быть» (http://russia-artsakh.ru/node/17600 )/

Заместитель министра иностранных дел Лаврова Михаил Галузин в интервью ТАСС 10 февраля 2024 года:

«Сейчас Карабах интегрируется в правовое поле Азербайджана. К сожалению, большинство карабахских армян покинуло регион. Это был их тяжелый, но добровольный выбор» (https://tass.ru/interviews/19946235).          

Материал подготовил Александр АНДРЕАСЯН

Продолжение следует

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.