Татоязычные армяне или армяне-таты являются одним из автохтонных народов Восточного Закавказья. Как отмечает историк, этнограф А. Акопян, их также называют таты-армяне, татоязычные армяне, таты-григориане, армяне-персы.
Данная этно-конфессиональная группа[1] упоминается в Ширване, начиная с XVIII века. Именно в этот период произошла консолидация вокруг армянского апостольского (григорианского) вероисповедания, благодаря которой население сохранило свою идентичность. Армяне-таты – это армяне, перешедшие на персидский язык, в их случае перемена языка не повлияла на их этническую идентичность. К тому же таким же образом в Ширване сформировались евреи-таты, мусульмане-таты.
В XVIII веке в Арране и Ширване, где в начале XX века была создана Республика Азербайджан, персидский язык продолжал употребляться как в разговорном, так и в письменном виде. В целом персоязычие было следствием деятельности династии Ширваншахов (Мазьядидов) (VIII-XVI вв.), которые имели арабское происхождение, но позднее подверглись персизации. Феодальная верхушка Ширвана и образованное средневековое население употребляло персидский язык как в качестве языка культуры и литературы, так и в качестве языка межэтнической коммуникации. Конечно, параллельно с персидским, в регионе сохранились и употреблялись также армянский, южно-кавказские и восточно-кавказские языки, однако часть населения перешла на персидский язык.
А какую связь имеет язык армян-татов с персидским?
Прежде всего отметим, что их называли армяне-таты по той причине, что они разговаривали на татском языке. Тюрки называли живущее по соседству с ними персоязычное население экзонимом таты, татский – название их языка. Иначе говоря, татский язык – местный диалект персидского языка, на котором разговаривали в начале XIX века в Бакинском, Ширванском и Кубинском ханствах.
Примечательно, что армяне-таты, кроме местного диалекта персидского, владели также тюркским языком. Фактически, формируется картина, когда персоязычие наряду с армяно-григорианским вероисповеданием становится средством сохранения армянской идентичности в противовес расширяющего свой ареал тюркоязычия.
Из поселений, имеющих сплошное армяно-татское население, исследователи отмечали следующие: Мадраса (Шемахинской район Азербайджана, в настоящее время в 7 км к юго-западу от города Шемахи), Килвар (Дивичинский район Советского Азербайджана), Хачмаз. Как и другие автохтонные народы, проживающие на территории Азербайджана, армяне-таты также подверглись этническим чисткам. Несмотря на то, что еще в конце XVIII века началось переселение армян-татов на север, в Россию, однако формирование Республики Азербайджан в 1918 году сопровождалось откровенной и широкомасштабной этнической чисткой коренных народов Восточного Закавказья, в том числе и армян-татов. Как отмечает этнограф А. Акопян, татоязычные армяне сел Мадраса и Килвар окончательно покинули территорию Республики Азербайджан только после 1988 года, в результате очередных азербайджанских геноцидальных действий.
Литература:
Акопян, А., “Татоязычные армяне: 15 веков от «армянства» к «армянству»”, в кн.: Южный Кавказ: Территории. Истории. Люди, Тбилиси, Диогене, 2006, стр. 190-212.
Акопян А. , «Из истории расселения и депортаций армян-татов (начало XVIII-конец XIX вв.)», Арменоведческий журнал Айказян, том XXI, Бейрут, 2001, стр. 125-143.
[1] Этно-конфессиональными называются те группы, границы этнической принадлежности которых определяются с помощью конфессии (вероисповедания), то есть при языковой идентичности с другими группами их национальная идентичность основывается на вероисповедании.
Добавить комментарий