Страны должны иметь в своем арсенале различные инструменты для противодействия или ослабления своих врагов. Самый популярный способ – применение силы. Однако, Армения не может сделать это успешно из-за своих слабых вооруженных сил.
Другим возможным инструментом является дестабилизация вражеских государств путем создания внутренних беспорядков и подстрекания их угнетенных меньшинств.
Третий инструмент — создать раскол между враждебной нацией и ее союзниками, используя популярный метод «разделяй и властвуй». Армению окружают два враждебных соседа – Азербайджан и Турция, которые называют себя «одной нацией, двумя государствами». Поэтому Армения должна попытаться вбить клин между ними, углубляя их разногласия, когда возникают такие возможности.
За последние 30 лет как минимум трижды два врага Армении вступали в конфликт друг с другом.
Первая возможность представилась в марте 1995 года, когда вооруженные силы Азербайджана при поддержке некоторых турецких группировок предприняли попытку государственного переворота против президента Гейдара Алиева. Они хотели вернуть к власти бывшего президента Абульфаза Эльчибея, свергнутого Алиевым в 1993 году.
Премьер-министр Турции Тансу Чиллер, чьи главные помощники участвовали в перевороте, дала зеленый свет на избавление от президента Алиева. Переворот провалился, когда президент Турции Сулейман Демирель узнал о заговоре и предупредил президента Алиева. По данным Википедии, попытка государственного переворота «спровоцировала дипломатический кризис между Турцией и Азербайджаном».
В 1995 году правительство Армении упустило возможность использовать попытку государственного переворота и последовавший за этим хаос в Азербайджане для дальнейшего отчуждения двух врагов путем пропаганды и подчеркивания раскола.
Второй кризис между Азербайджаном и Турцией произошел в 2009 году во время подписания армяно-турецких протоколов, которые предусматривали урегулирование отношений между двумя странами, включая установление официальных дипломатических отношений, открытие армяно-турецкой границы и формирование совместной исторической комиссии по изучению вопроса Геноцида армян. Эти Протоколы были подписаны при посредничестве США, России и Франции.
Азербайджан выступил против Протоколов, опасаясь, что если Турция нормализует отношения с Арменией, это ослабит давление Азербайджана на Армению в связи с арцахским конфликтом.
Турция оказалась между несколькими конфликтующими между собой интересами:
- Турция хотела преследовать свои собственные интересы, которые заключались в смягчении ее конфликтных отношений с Арменией и устранении давних требований армян о международном признании Геноцида армян;
- Со стороны США, России и Франции оказывалось давление на Турцию, с тем, чтобы она ратифицировала эти протоколы.
- Азербайджан, младший партнер Турции, сначала оказывал дипломатическое давление на Турцию, а затем пригрозил прекратить экспорт газа или поднять его цену. Когда это не сработало, Азербайджан закрыл несколько финансируемых Турцией мечетей в Баку и снял турецкие флаги. В МИД Азербайджана заявили, что улучшение армяно-турецких отношений "прямо противоречит национальным интересам Азербайджана и затмевает дух братских отношений между Азербайджаном и Турцией, построенных на глубоких исторических корнях".
И вновь Армения была лишь зрителем в этом конфликте. В конце концов Турция поддалась давлению Азербайджана и отказалась ратифицировать Протоколы.
Третий спор между Анкарой и Баку происходит в настоящее время, когда президент Эрдоган поставил Азербайджан в неловкое положение, заявив 28 июля следующее: «Как мы вошли в Карабах, как мы вошли в Ливию, мы должны сделать то же самое с Израилем. Ничто не может остановить нас. Нам просто нужно быть сильными, чтобы сделать этот шаг».
Официальные лица Азербайджана решительно выступили против заявления Эрдогана, поскольку оно разоблачило азербайджанский миф о том, что они выиграли войну в Арцахе без какой-либо внешней помощи. Дело в том, что в войне 2020 года Азербайджан поддержали турецкие военные и командиры, а также тысячи наемников-джихадистов, которых Турция перебросила в Азербайджан из Сирии для борьбы с армянами.
Несмотря на опровержения Азербайджана, Эрдоган продолжал повторять свое заявление об участии турецкой армии в арцахском конфликте. 1 августа он сказал: «В азербайджанском Карабахе мы вместе с нашими азербайджанскими братьями полностью уничтожили силы врага».
Официальная газета Азербайджана отреагировала на это в своей редакционной статье: «Наш народ, армия и командующий смотрят с разочарованием и глубокой болью на попытки взять на себя ответственность за нашу законную победу. Победа Азербайджана принадлежит всему тюркскому миру, но Турция не является ее архитектором. Архитекторами карабахской победы являются главнокомандующий Алиев и азербайджанская армия». Официальная азербайджанская газета назвала слова Эрдогана «тяжелым моральным ударом».
Баку заявил о своих разногласиях с Турцией и по дипломатическим каналам. 29 июля посол Азербайджана в Турции Рашад Мамедов встретился с заместителем министра иностранных дел Турции Мехмедом Кемалем Боза и выразил недовольство заявлением Эрдогана. Затем, на следующий день, Мамедов посетил заместителя министра иностранных дел Турции Бериса Экинджи, чтобы во второй раз пожаловаться на заявление Эрдогана.
К счастью, премьер-министр Армении отреагировал на этот последний азербайджано-турецкий спор, ответив на вопрос журналистов на своей пресс-конференции 31 августа. «Во время 44-дневной войны (в 2020 году) наши военные, наша разведка во многих местах видели турецкие флаги, турецких солдат, турецкий спецназ, высокопоставленных турецких офицеров. И не будем забывать, что 44-дневной войне предшествовали масштабные военные учения между Азербайджаном и Турцией. И на протяжении всей войны принадлежащие Турции F-16 буквально находились в воздухе, а принадлежащие Турции беспилотники находились в воздухе и обслуживались турецким персоналом».
Современные войны ведутся не только с помощью оружия. Нации также ведут психологическую войну, распространяют дезинформацию, разжигают гражданские беспорядки во враждебных странах и применяют тактику «разделяй и властвуй». Армения должна использовать все эти инструменты, чтобы ослабить своих врагов и защитить свои национальные интересы.
Если у Армении нет такого специализированного опыта операций, есть консалтинговые фирмы, которые Армения может нанять за небольшую часть от миллионов, потраченных на оружие, чтобы ослабить врага изнутри.
Арут Сасунян
Перевод с английского на армянский - Рузанна Авагян
Перевод с армянского на русский – ИЦ «Еркрамас»
Добавить комментарий