Азербайджанские историки считают Аббаса Кули-ага Бакиханова (1794–1847) основоположником азербайджанской научной историографии. Его именем назван Институт истории Национальной академии наук Азербайджанской Республики.
Несколько слов о его биографии. А. Бакиханов был сыном Мирзы Мухаммада, хана Баку. Для своего времени он получил хорошее образование. Помимо местного тюркского языка, он владел персидским, арабским, русским и французским языками. С 1819 года служил в русской армии. Участвовал в русско-персидской войне (1826-1828гг.) и русско-турецкой войне (1828–1829гг.). Он писал художественные и исторические произведения, также работал переводчиком.
Одним из наиболее выдающихся его историографических произведений является «Гюлюстан-и Ирам» («Райский цветник»). Следует подчеркнуть, что он написал книгу на персидском языке. Книга была издана в 1844 году и переведена на русский язык под названием «История восточной части Кавказа». Азербайджанский перевод книги был издан только в 1951 году.
Азербайджанская историография пытается представить эту работу как первую попытку написать полную историю Азербайджана. Проблема в том, что его можно считать источником для написания истории Ширвана, Дагестана и некоторых соседних областей, но не Азербайджана, поскольку до этого в регионе не было «государства Азербайджан». Исторический Азербайджан находится на территории к югу от реки Аракс, в Иране.
В произведении, состоящем из предисловия, четырех глав и эпилога, А. Бакиханов освещает историю Ширвана и Дагестана и в целом Восточного Кавказа, начиная с древнейших времен до 1813 года.
В первой главе, опираясь на средневековые восточные источники (в том числе ряда армянских историков), автор представляет краткую историю древнего периода региона. Во второй главе представлена история региона в период арабского владычества. Есть также отдельное упоминание об антиарабском восстании Бабека в IX веке. Третья глава посвящена периоду правления хулагидов и тимуридов, а также есть сведения о ширваншахах. В этой главе также имеются данные о государствах Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу. Четвертая глава посвящена истории империи Сефевидов, Надир-шаху, османско-персидским войнам и походам османских и российских войск на Кавказ. В последней, пятой главе описываются события, происходившие после убийства Надир-шаха до заключения Гюлистанского мирного договора (1813 г.). В эпилоге автор представляет биографии известных людей Ширвана и окрестностей.
Хотя азербайджанцы считают А. Бакиханова основоположником своей историографии, в комментариях к изданным книгам Бакиханова они пытаются фальсифицировать исторические данные, представляя их в соответствии с установками азербайджанской государственной пропаганды. В этом плане особо выделяется известный азербайджанский историк Зия Буниятов (1921-1997гг.)[1]. Он работал над книгой Бакиханова «Гюлюстан-и Ирам», изданной на русском языке[2] (1991 г., Баку) и подвергшейся критике даже со стороны известных иранистов Виллема Мариуса Флора и Хасана Джавади. Они указывают на ряд фальсификаций в книге[3].
А почему Буниятов и другие азербайджанские так называемые «историки» намеренно исказили работу, написанную Бакихановым? Проблема в том, что в своей работе Бакиханов, как уже говорилось выше, неоднократно опирается на сведения восточных источников, в том числе и на армянские источники, кроме того, он приводит сведения об армянах и Армении с древнейших времен до своих дней. Этому, конечно, не может быть места в официальной, идеологической, лживой историографии Азербайджана, где в основном продвигается ложный тезис о том, что армяне являются пришельцами и не сыграли какой-либо значимой роли в регионе.
В результате получается, что Бакиханов, с одной стороны, является основоположником азербайджанской научной историографии, а с другой стороны, он еще в первой половине 19-го века отошел от современной азербайджанской националистической и антиармянской «исторической» концепции. Конечно, Бакиханов, живший в 19 веке, понятия не имел, что он азербайджанец, и что он станет основоположником азербайджанской научной историографии.
Вот несколько примеров из книги Бакиханова об Армении и армянах.
Так, по мнению А. Бакиханова, границы древней Армении проходили по реке Кура[4]. В этой части его книги нет упоминании об Азербайджане, есть данные только об Армении, Грузии и Кавказской Албании.
В книгу Бакиханова вошли также история святого Григория Просветителя и армянского царя Тиридата, история строительства Эчмиадзина и другие события, связанные с провозглашением христианства государственной религией в Армении[5]. Все это автор вполне справедливо представляет как важнейшую историю раннесредневекового армянского государства. Конечно же, в этой части книги об Азербайджане вообще не упоминается.
Бакиханов также пишет о территориях (Сирия, Дийар-Бакр, Азербайджан /под которым автор имел в виду территорию исторической Атропатены/, Мугань, Армения и Ширван), которые находились под правлением сына сельджукского султана Мелик-шаха (1072-1092) - Мухаммада[6]. Здесь автор проводит четкое разграничение Азербайджана, Армении, Ширвана и Муганьи как отдельных территорий.
В другой части книги Бакиханов, упоминая российско-турецкое соглашение (1724 г.) относительно стран региона, отмечает территории (Армения, Грузия и часть территорий Ширвана), которые остались под контролем Османской империи[7]. В этой части книги опять нет упоминаний об Азербайджане на территории Южного Кавказа.
В другой части книги, описывая события, происходившие в Арцахе, Бакиханов утверждает, что с помощью Мелика Шахназара в Шуши поселился Панах-хан, вождь Сарыджаллыйской ветви племени Джеваншир. Он отмечает, что Панах подчинил армянских меликов своей власти[8]. Эта часть также не вписывается в тезисы азербайджанской лживой историографии, согласно которой армяне «поселились на территории Арцаха только в XIX веке и не имели там никаких княжеств».
В другой части Бакиханов упоминает, что каджары были одним из родов джалаирских тюрков, переселенных в Иран монгольским ханом Хулагу. Таких семей было около 200 000. Затем эмир Теймур (Тамерлан) переселил 50 тысяч семейств каджаров в Кавказский край. Бакиханов добавляет, что позже, во времена правления династии Сефевидов, многие каджары занимали государственные должности и управляли Арменией и Ширваном[9]. В этой части книги опять нет упоминания об Азербайджане, а в регионе есть только Армения и Ширван.
По мнению автора, массовое расселение тюркоязычных племен на территории Южного Кавказа произошло лишь в XIV веке.
В эпилоге своей книги, рассказывая о своих путешествиях, Бакиханов описал страны (Ширван, Армения, Дагестан, Черкесия, Грузия, Анатолия и Азербайджан), где он побывал[10]. Здесь автор книги вновь отделяет Ширван от Азербайджана, под которым он понимал территорию исторического иранского Азербайджана.
Так, тюркоязычный историк Бакиханов из Ширвана, писавший в первой половине XIX века, невольно парирует азербайджанским фальсификаторам и опровергает их ложные тезисы о древнем азербайджанском государстве, о миграции армян на Южный Кавказ.
[1] Известный советский востоковед Игорь Дьяконов вспоминает в своих мемуарах интересный случай, связанный с этим скандально известным «историком». Описывая вечер, организованный в его честь в Баку, Дьяконов отмечает, что на встрече присутствовал и один герой СССР, прославившийся впоследствии изданием одного из средневековых мусульманских источников, из которого, однако, тщательно были устранены все упоминания об армянах․ Дьяконов в этой книге делает интересное наблюдение, отмечая также, что хотя в Азербайджане готовились к юбилею великого поэта Низами, однако последний был персидским поэтом, а не азербайджанским. См. Дьяконов И. М., Книга воспоминаний, СПб., 1995, с. 731.
[2] Гюлистан-и Ирам, Баку, Элм, 1991, 304 с.
[3] The Heavenly Rose-Garden: A History of Shirvan & Daghestan. Abbas-Kuli-Aga Bakikhanov, Willem Floor, Hasan Javadi, Mage Publishers, 2009.
[4] Гюлистан-и Ирам, 1991, с. 11.
[5] Гюлистан-и Ирам, 1991, с. 24.
[6] Гюлистан-и Ирам, 1991, с. 37.
[7] Гюлистан-и Ирам, 1991, с. 67.
[8] Гюлистан-и Ирам, 1991, с. 77.
[9] Гюлистан-и Ирам, 1991, с. 85.
[10] Гюлистан-и Ирам, 1991, с. 142.
Добавить комментарий