«Изначально была уверенность, что Иран ответит максимально симметрично, как он это делал многократно: либо удары по Израилю с помощью своих союзников в Сирии, Ираке, Ливане и Йемене, либо удары будут по позициям Израиля на территории региона. Атака в ночь на воскресенье, 14 апреля, в этом смысле была беспрецедентной: Иран ударил по Израилю со своей территории», – написал в своем Telegram-канале кандидат исторических наук, аналитик, научный сотрудник Института прикладных политических исследований (APRI, Armenia) Сергей Мелконян.
Запись приводим ниже без изменений:
«И здесь можно сделать следующие заключения.
Во-первых, Иран ответил асимметрично, тем самым подняв планку эскалации. Поэтому с высокой долей вероятности можно ожидать ответ от израильской стороны. Учитывая характер дискуссии, накалять обстановку мало кто хочет, поэтому ответ может быть уровня, достаточного для сохранения лица.
Во-вторых, можно считать, что формируется новая модель поведения Ирана в регионе. То есть в случае аналогичного перехода красных линий удары с Ирана по Израилю постепенно могут стать нормой для региона.
В-третьих, более отчетливо проявилось расхождение в арабском мире. Часть государств, в основном из Персидского залива, открыта заявила, что не будет предоставлять свою территорию США для отражения атаки. Другие же, например, Иордания, фактически встроились в военный формат сотрудничества с Израилем и США.
Важные последствия
Экономические. По разным подсчетам, отражение атаки для Израиля и США стоило $1-1,5 млрд. Тегеран задействовал во многом известный арсенал, но в минимальных количествах. В случае более плотных ударов, возможность которых у Ирана имеется, у Израиля возникнут серьёзные проблемы с затратами на обеспечение безопасности. В этом смысле преимущество на стороне Ирана, для которого производство данных ракет и БПЛА обходится чуть ли не в десять раз дешевле.
Внутриполитические-Израиль. Фактически Биби получил то, что хотел. Кризис в отношениях с США на фоне расхождения по операции в Рафахе ушел на второй план перед максимально тесным сотрудничеством из-за угрозы со стороны Ирана. Таким образом, давление на Биби извне может сократиться. Во многом, главным козырем Нетаньяху, который позволил бы удержать власть на фоне как внешнего, так и внутреннего давления, являлось повышение ставок. А именно - эскалация с Ираном, которая была вызвана после удара Израиля по посольству Ирана в Дамаске.
Военно-технические. Иранские ракеты «прошли свой экзамен» в том смысле, что впервые были применены по своему предназначению. При этом, как следует из сообщений, малая часть поразила цели. Израильская система ПВО вновь подтвердила свою надежность, хоть и большой ценой. Сейчас стороны могут поменяться местами, и проверку будут проходить уже израильские ракеты/дроны и иранская система ПВО. Если же Израиль пожелает снизить накал и остановить развитие событий, то удары прийдутся не по Ирану, а по его союзникам.
Дипломатические. В конце дня будет интересно взглянуть на заявления основных держав: кто-то осудит, а кто-то сделает отсылку на устав ООН и право Ирана на оборону. И тогда станет понятно, что внешние силы не заинтересованы в региональной войне».
Добавить комментарий