Как и ожидалось, одержав очередную непростую победу на президентских выборах в Турции, Р. Эрдоган принял во внимание популярность прозападной предвыборной программы лидера оппозиции и сделал крен в своей внешней политике в сторону Запада. Особенно это было заметно накануне очередного саммита НАТО в Вильнюсе 11-12 июля 2023 года.
Получив положительные ответы и заверения по своим ключевым требованиям к правительству Швеции (экстрадиция функционеров Рабочей партии Курдистана и снятие санкций на поставку в Турцию товаров оборонного значения), Эрдоган согласился как можно скорее направить на ратификацию в парламент протокол о приеме Швеции в НАТО. Якобы в ответ официальные лица Евросоюза согласились ускорить переговоры о членстве Турции в ЕС, в том числе о вступлении страны в Таможенный союз и предоставлении безвизового режима для турецких граждан. Несмотря на то, что Анкара отрицает прямую связь своего положительного ответа на прием Швеции в НАТО с реализацией турецкой заявки на поставку из США 40 истребителей F-16 “Block 70” и 80 комплектов для модернизации состоящих на вооружении ВВС Турции аналогичных самолетов, Вашингтон приступил к законодательной процедуре по размораживанию этой сделки.
Как известно, Анкара с 24 февраля 2022 г. поддерживала все антироссийские декларации ГА ООН по ситуации на Украине. После президентских выборов в Турции продолжились поставки на Украину турецких беспилотников различных классов, вооружения к ним и другого военного имущества, более того, турецкой компанией “Bayraktar” начато строительство завода по производству боевых дронов непосредственно на Украине. В начале июля 2023 г. турецкие власти вопреки имевшимся договоренностям с Россией передали Украине группу главарей украинских националистов из батальона «Азов» (запрещенная в России террористическая организация). Якобы они уже прибыли в зону боевых действий.
На фоне этих, явно недружественных по отношению к Москве, шагов Эрдоган продолжает твердить о намерении сохранять прочные отношения с Россией во всех областях и, более того, предлагает выступить посредником в урегулировании российско-украинских отношений. Вряд ли президент Турции может претендовать на такую роль, поскольку его страна все больше втягивается в украинский кризис на стороне киевского режима и его западных спонсоров.
В последнее время в турецком истэблишменте все более настойчиво муссируются слухи о возможном визите президента РФ В. Путина в Анкару, что якобы сможет восстановить пошатнувшееся доверие Москвы к Эрдогану и даже реанимировать так называемую «зерновую сделку». Российская сторона вряд ли пойдет на продление этого, заведомо невыгодного для России, соглашения, поскольку оно оказалось практически односторонним. Только Турция и Украина извлекли из него политическую и экономическую выгоду, а интересы России при этом были проигнорированы полностью. Безусловно, в Москве понимали, что подписанты соглашения (Турция, Украина и ООН) не в состоянии выполнить условия и требования РФ, но была надежда, что стоящие за ними страны Запада снимут часть ограничительных санкций в отношении России. Этого не произошло и, как бы Эрдоган не призывал руководство России вернуться в эту сделку, никаких оснований изменить твердую позицию Кремля по этому вопросу сегодня не просматривается. Но встреча на высшем уровне между Россией и Турцией вполне возможна, поскольку она важна с точки зрения снижения общей напряженности в бассейне Черного моря. Ведь с отменой зерновой сделки на первый план выходит обеспечение безопасности судоходства в регионе, исключение каких-либо новых инцидентов и провокаций на Черном море и в прилегающей к нему акватории. Россия вынуждена останавливать все иностранные корабли, следующие в украинские порты, и осуществлять их досмотр на предмет наличия военных грузов.
Несмотря на вышеперечисленные «зигзаги» в турецкой внешней политике, сохраняется общая заинтересованность Анкары и Москвы в поддержании сложившихся двусторонних торгово-экономических и других отношений. Наши страны и народы заинтересованы в продолжении взаимовыгодного сотрудничества. Не исключено, что визит В. Путина в Анкару все же состоится и российский лидер доведет до своего турецкого визави озабоченности России ролью и значением Турции в регионе и украинском кризисе. Президент России также может через Эрдогана донести до Запада и международной общественности позицию РФ по всем другим, наиболее острым, проблемам международной и региональной безопасности.
Следует иметь в виду, что в российско-турецких отношениях существуют и другие серьезные разногласия и противоречия по таким важным вопросам международной повестки дня, как сирийский, ливийский и нагорно-карабахский конфликты, ситуация вокруг Кипра и т.д. Стороны и ранее откровенно обменивались точками зрения по ним и пытались приходить к какому-то консенсусу. Ярким примером в этом плане стала попытка мирного урегулирования сирийского конфликта в Астанинском формате (Россия, Иран, Турция). И хотя сирийский кризис преодолеть не удалось, а выиграла от этого противоречивого формата лишь оккупировавшая северные районы Сирии Анкара, конфликт все же приобрел замороженный характер, открытое вооруженное противостояние сторон пока прекратилось.
Очевидно, что Эрдогану импонирует играть роль посредника в украинском конфликте и дальше лавировать между Россией и Западом, укрепляя союзнические отношения с США и НАТО, одновременно уверяя РФ в особых отношениях и стратегическом партнерстве. Анкара успешно справляется с ролью южного фланга и плацдарма НАТО в регионе, интегрируя в эту организацию Азербайджан, Грузию и Украину. Как долго продолжится эта политическая эквилибристика и двурушничество Эрдогана сказать сложно, но пока ему удается «сидеть на двух стульях». В условиях усиливающейся изоляции России на международной арене Анкара становится для нее как бы «окном в Европу» (авиационное и морское сообщение, параллельный импорт и т.п.). Этот вынужденный для Москвы явно неравноправный «мезальянс» с Турцией вряд ли будет носить стабильный и долговременный характер. Ведь все более очевидно, что основным бенефициаром от российско-турецкого сотрудничества становится Эрдоган (АЭС «Аккую», ЗРК «С-400», дешевый российский газ, инвестиции РФ в трубопроводы, миллионы российских туристов, поставки турецких продуктов питания и других товаров в Россию и т.п.). Силовое решение карабахской проблемы и муссируемый Анкарой проект создания так называемого Зангезурского коридора может открыть Турции сухопутный проход через Армению (Иран) и Нахичеванскую автономную республику в Азербайджан, а далее в Россию (Дербент) и через Каспий в страны Центральной Азии. Его инициаторами планируется построить или реконструировать на указанном маршруте железную и автомобильную дороги. Очевидно, что этот международный проект должен быть увязан с мирным решением карабахского конфликта и национальными интересами Армении и Ирана.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Добавить комментарий