Предметом нашего исследования стали населенные пункты Джарского общества – центрального или главного среди обществ, входивших в «Джарскую республику».
Согласно мнению современных азербайджанских исследователей, Джарский джамаат (общество) – одна из шести аварских вольных общин в Алазанской долине. Как подчеркивается в источниках ХIХ века, «земля, известная здесь под названием Чары, принадлежит пяти обществам, имеющим равные права, но общество Чарское могущественнее и богаче прочих, а посему оно есть первое, второе – Белоканское, третье – Тальское, четвертое – Мухахское, пятое – Джинихское».
Однако, помимо них Джарскому обществу «были подвластны и платили подать» жители 21 населенного пункта, представленные ингилойцами (местные грузины-мусульмане) и мугалами (в основном – нынешние азербайджанцы). Соответственно, нельзя никак согласиться с мнением, насаждавшимся со времен Российской империи, что аварцы являются в Алазанской зоне пришлым народом. Необоснованными и бездоказательными в этой связи выглядят утверждения, что «в условиях крайнего малоземелья в Хунзахе, как и вообще в горном Дагестане, аварцы еще в XVIII веке стали переселяться в соседний Северный Азербайджан». Более реальным представляется вывод о том, что поток аварского населения из Дагестана, имел место в ХVI в., однако спустившиеся с вершин горцы селились по соседству со старожилами-дагестанцами на левой стороне р. Алазани, т.е. аварцы, проживающие ныне в Закавказье, в основной своей массе – коренное, автохтонное население в долине Алазани.
В ХIХ в. не только сам Джар, но и в целом Джарское наибство было населено почти исключительно аварцами. И сейчас, даже по официальным данным районного статкомитета, аварцы составляют 99 % из 4500 жителей Джарского муниципалитета. В результате полевых исследований языковой ситуации в Закатальском районе, в частности в муниципалитете Джар, группой американских лингвистов в 1999 г. были получены следующие данные: аварский является главным языком общения дома и в обществе для 98 % аварцев, дети дошкольного возраста этой группы знают только аварский язык. В 2 % семей ситуация аналогичная, за исключением того, что они также разговаривают и на азербайджанском языке на работе и на улице.
Э. Нуриев в монографии «Топонимия Шеки-Закатальской зоны Азербайджанской ССР» пишет, что топонимы Цилбан и Цалбан образованы от имени села Цулипан в Кайтагском районе Дагестана. Эту же мысль высказывает Г. Гейбуллаев в монографиях «Топонимия Азербайджана» и «Этногенез азербайджанцев». Он пишет, что село образовано выходцами из «аварского села Цулипан в Кайтакском районе Дагестанской АССР». Однако этих авторов не смущает тот факт, что жители сел Цулипан – кайтагцы разговаривают на кайтагском языке, близком к даргинскому, а в Цалбане и Цилбане живут исключительно аварцы. Одновременно Г. Гейбуллаев же критикует В. Минорского, который писал, что в названиях этих аварских селений отражен древний этноним «сильвы». Если верить Г. Гейбуллаеву, Минорский не учел, что жители этих двух селений переселенцы – из Цулипана, однако сам же далее пишет, что с этим этнонимом связано «наименование албанского города Тилбида у Птолемея». Мы не можем согласиться и с М. Пашаевой, согласно которой, тюркский этноним ti-le, возможно, заложен в аварских топонимах Tsilban в Закатальском районе, Tsolban в Белоканском и Til-yarat (Тляратинский район) в Дагестане. Хотя на самом деле Тлярата (русская форма аварского лъаратIа – «на речке») никакого отношения к Цилбан и Цалбан в Закатальском и Белоканском районах не имеет. Скорее следует согласиться с мнением З. Халаева, что «этноним «силв», «чилб», «шилб» следует считать фонетическим вариантом названия одного племени», который в данном регионе имеет форму «цилб». Этот «цилб», согласно Халаеву, отразился в наименовании древних аварских селений Цилбан (Закатальский район) и Цалбан (Белоканский район), а также в гидрониме Цилбан-ор данного региона. В «Энциклопедическом словаре топонимов Азербайджана» приводятся обе вышеприведенные этимологии.
Попытки искажения истории, конечно, продолжаются у азербайджанских «специалистов». По данным посемейных списков населения, составленных в 1886 г. царской администрацией на Кавказе, население «Хебел-оба» составляло 33 дыма и 179 человек (86 муж. и 93 жен. пола). Согласно источнику, все жители Тлебел-уба являлись аварцами, «домашним языком» которых якобы был «татарский» (азербайджанский). Последнее, конечно, не соответствовало истинному положению дел на тот период, поскольку даже сейчас в селе нет ни одного аварца, чьим родным языком являлся бы азербайджанский. По данным Всесоюзной переписи 1926 г., в «Хебель-Оба» жило 60 семей из 286 человек, все — «авары». На данный момент в селе живут 1 412 человек.
Продолжение следует…
Алихан Горский
volnacaspiya.com
Добавить комментарий