Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Бакинская губерния середины XIX века: селения и народы (по «Спискам населённых мест» 1859-1864 гг.). Аналитика и исторические факты

Ещё несколько лет назад мне пришла в голову мысль делать привязку примечательных этнографических реалий, отражённых в «Списках населенных мест» по губерниям и областям Российской империи 1850-х — 1860-х годов, к современным картографическим сервисам, в частности, к «Яндекс.Картам». Так у меня получилось составить карты населённых пунктов тверских карел и мордвы (мокши и эрзи) Нижегородской губернии.

В этот раз (работа началась ещё в прошлом году) я замахнулся ни много ни мало на всю восточную часть современного Азербайджана — Бакинскую губернию.

Бакинская губерния середины XIX века: селения и народы (по «Спискам населённых мест» 1859-1864 гг.). Аналитика и исторические факты

Этот благословенный край — один из интереснейших в этнографическом отношении уголков мира, где можно наблюдать и раскладывать на отдельные составляющие самые разные процессы: взаимопроникновение тюркской и иранской культур, взаимовлияние оседлых жителей и кочевников…

Бакинская губерния середины XIX века: селения и народы (по «Спискам населённых мест» 1859-1864 гг.). Аналитика и исторические факты

Бакинская губерния середины XIX века: селения и народы (по «Спискам населённых мест» 1859-1864 гг.). Аналитика и исторические факты

Здесь же можно увидеть древний субстрат в лице жителей горных областей, говорящих на нахско-дагестанских языках (лезгин, хиналугцев, крызов, джекцев, других т.н. «шахдагских» народов), а также колонизацию плодородных равнин и предгорий русскими крестьянами — молоканами и субботниками, бежавшими из губерний Центральной России из-за преследований за религиозные убеждения.

Бакинская губерния середины XIX века: селения и народы (по «Спискам населённых мест» 1859-1864 гг.). Аналитика и исторические факты

По счастью, «Списки населённых мест» (Вып. 65: Бакинская губерния: … по сведениям 1859 по 1864 год / сост. и изд. Кавказ. стат. ком. при Гл. управл. наместника Кавказского; обраб. Н. Зейдлицем. — Тифлис, 1870, далее — СНМ) по Бакинской губернии оказались очень подробными. Их составитель — известный российский этнограф и картограф Николай Карлович Зейдлиц (1831-1907), он же является автором и очень подробной этнографической карты Кавказа, изданной в 1880 году.

Ряд сведений, отсутствующих в СНМ 1859-1864 годов, в частности, по мечетям Губинского уезда, был восполнен по данным «Списков населённых мест Кавказского края» 1880 года издания под редакцией всё того же Н. К. Зейдлица.Методика привязки и составления итоговой карты осталась без изменений. Сами списки выложены на сайте Государственной публичной исторической библиотеки России (ГПИБ). Каждый сельский населённый пункт из списка, разделённого по уездам, ищется по приводимому в СНМ географическому описанию на различных исторических картах. Сервис etomesto.ru позволяет сопоставлять точку, найденную на старых картах, с картами современными. После определения местоположения на современной карте на «Яндексе» в разделе «Мои карты» выставлялась точка с соответствующим описанием (название, порядковый номер, религиозная и этническая принадлежность, число мечетей или церквей, а в ряде случаев — описание близлежащих природных и культурных достопримечательностей). Наиболее информативными картами оказались Карта Стрельбицкого 1871 года и «Военно-топографическая пятиверстная карта Кавказского края» 1926 года. Чуть реже использовались «Карта Кавказского военного округа» и «Дорожная карта Кавказского края» (обе 1903 года) и, собственно, уже упоминавшаяся «Этнографическая карта Кавказского края» 1880 года Н. К. Зейдлица. Большим подспорьем в работе оказалась присутствующая в качестве приложения к самим «Спискам» карта Джевадского уезда, на которой показана большая часть таких сложных в определении локации объектов, как кочевья, обильно представленные в Муганской степи.Результатом работы стала карта на платформе «Яндекс.Карты», доступная по ссылке.
Сразу следует сделать две важные оговорки. Первая — несмотря на все усилия, значительную часть населенных пунктов («на глаз» около 10%) точно привязать не удалось. В примечаниях к таким населённым пунктам указано «Точка условная». Вторая оговорка — значки на карте все одного размера, следовательно, они никак не отражают людность населённых пунктов. Иными словами, и хутор из одного двора, и многотысячное село показаны одним и тем же пунсоном. Разумеется, плотность точек на карте в значительной степени коррелирует с плотностью населения, но корректнее сказать, что карта показывает именно плотность населённых пунктов.Всего на карте представлено 1557 точек — от больших сёл с десятками мечетей до крошечных горных кишлаков, от рыболовецких «ватаг» до пограничных кордонных постов и почтовых станций.

Бакинская губерния середины XIX века: селения и народы (по «Спискам населённых мест» 1859-1864 гг.). Аналитика и исторические факты

Прежде чем перейти к описанию условных обозначений скажем пару слов о том, как разнообразие природных условий обуславливает разницу в плотности населённых пунктов. Так, испещрённый точками Апшеронский полуостров отделён от густонаселённого сердца Азербайджана — Ширвана — довольно широкой слабозаселённой полосой — полупустынными пространствами Гобустанской равнины. А если убрать с карты всю «подложку» и оставить только привязанные точки, горная цепь Большого Кавказа всё равно будет отчётливо видна — словно невидимая толстая линия, разрезающая территорию восточного Азербайджана на северную и южную части.

В южной части Бакинской губернии население явственно избегает тяжёлых природных условий Муганской равнины: селения здесь выстраиваются в плотные цепочки вдоль Куры и Аракса, к слову неоднократно менявших русло своего течения.

Бакинская губерния середины XIX века: селения и народы (по «Спискам населённых мест» 1859-1864 гг.). Аналитика и исторические факты

Подавляющее большинство населённых пунктов на получившейся карте — «татарские» по терминологии середины XIX века, они закрашены в зелёный цвет. В значительной степени это и есть азербайджанцы в современном смысле — тюркоязычные жители равнин и предгорий, земледельцы и кочевники, шииты и сунниты…С юга, в районе персидской границы, к «татарам» примыкают шахсевенские кочевья, у многих из которых в примечании выставлено «персидскоподданные». В наши дни шахсевены чаще всего рассматриваются в качестве этнографической группы азербайджанцев, но в издании СНМ 1859-1864 были выделены особо. Очертания границы Российской империи и Персии (Ирана) повторяет цепочка выстроенных кордонных постов, выстроенных словно по линейке сквозь Муганскую равнину. К слову, разделяет она и сегодня, и в середине XIX века государства, но не народы: и по ту, и по эту сторону границы проживали и проживают всё те же тюрки-азербайджанцы.

Синим цветом на карте обозначены татские села. Язык азербайджанских и российских (в южном Дагестане) татов близок к литературному фарси, по вероисповеданию среди них встречаются как шииты, так и сунниты, в ландшафтном отношении по состоянию на середину XIX века они делились на две четко очерчиваемые группы — таты Апшеронского полуострова и таты, населяющие горные районы Кавказского хребта. На протяжении веков ираноязычное население современного Азербайджана ассимилировалось тюркоязычным, и (если вынести за скобки равнинный Апшерон) дольше всего татский язык сохранялся в горных районах. В этом смысле можно провести аналогию со Средней Азией, где та же дихотомия «тюрки — иранцы» с богатым опытом взаимного культурного обогащения в общем сводится к постепенной тюркизации населения равнин и оттеснению иранских языков в горные области.

Красное пятно в самом центре Ширвана — цепочка армянских селений — ныне практически полностью прекратившая своё существование самобытная группа Шемахинских армян (отдельный и весьма интересный феномен — татоязычные армяне села Кильвар Губинского уезда№1169).

На южном склоне Кавказа в окружении азербайджанских и татских соседей затерялось одинокое горско-еврейское село Мюджю («Муджи Еврейские», №527) с синагогой и двумя молитвенными школами.Равнина в северной части Азербайджана между Каспийским морем и Кавказскими горами — многочисленные хутора и выселки из горных сел. Здесь преобладают топонимы с окончанием на «-кышлаги» («зимний»), а в примечаниях практически к каждому населённому пункту указано «материнское» село, как правило, расположенное на северных склонах Кавказа. В том числе — что во многом было неожиданным для меня — на равнине между реками Самур и Вельвеличай очень большое число сел основано выходцами из Шахдага — хиналугцами, крызами, будугцами, джекцами… На карте это хорошо заметно в виде большого жёлтого пятна на побережье Каспия.

Самый север Бакинской губернии, равно как и современного Азербайджана, населяют лезгины или «кюринцы» в терминах середины XIX века. Они образуют единый непрерывный ареал со своими единоплеменниками в России, в южном Дагестане. На карте их селения обозначены светло-оранжевым цветом. Вдоль рек Самур и Кусарчай лезгинский ареал спускается до самого Каспийского моря: точно так же, как и шахдагцы, лезгины основали немало хуторов на прибрежной равнине.

На самом юге — большое светло-голубое пятно — область расселения талышей, ещё одного крупного ираноязычного народа на границе Азербайджана и Ирана. В отличие от татов, в значительной степени ассимилированых тюркоязычными азербайджанцами, талыши сохранили свой ареал расселения практически в неизменном виде до наших дней. Ещё одна их отличительная особенность — в списках не значится ни одного талышского суннитского села, все без исключения — шиитские.

Бакинская губерния середины XIX века: селения и народы (по «Спискам населённых мест» 1859-1864 гг.). Аналитика и исторические факты

Наконец, тёмно-серым цветом обозначены русские села, которых немало в самых разных уголках Азербайджана. В большинстве случаев их основателями были представители преследуемых в Центральной России религиозных групп — молокане, субботники, старообрядцы, но встречаются и отдельные православные села. К этой же категории цветом отнесены рыболовецкие ватаги без указания национального состава, почтовые станции вдоль крупных дорог и пограничные заставы. Наконец, ещё один небезынтересный аспект дифференциации привязанных к карте населенных пунктов — религиозный. Значком без пунсона внутри обозначены (только в случае «татар», шахсевенов, татов и талышей) шиитские населенные пункты, с пунсоном — суннитские.

Условные обозначения в итоговом виде приведены на иллюстрации ниже. В выборе значка в тех редких случаях, когда в одном селе живут разные этнические или религиозные группы, приоритет отдавался «предполагаемому меньшинству». Иными словами, даже если небольшая часть «татарского» села представлена татами, значок выбирался именно «татский». Точно таким же образом, если 1/3 населения того или иного села указана суннитами, а 2/3 — шиитами, село закрашивалось как суннитское. Увы, поступить по-другому не позволяет функционал «Яндекс.Карт», а выбор в пользу меньшинства, а не большинства делался в попытке не упустить из виду интересные феномены.

Бакинская губерния середины XIX века: селения и народы (по «Спискам населённых мест» 1859-1864 гг.). Аналитика и исторические факты

Напоследок следует отметить, что функционал «Яндекс. Карт» позволяет экспортировать привязанные точки в формате .kml, а это означает, что их можно будет загрузить в Google Earth и показать, как расселение разных этнических групп ложится на рельеф местности. Так что впереди ещё немало интересного.

Ренат Темиргалеев

Источник — https://telegra.ph/Bakinskaya-guberniya-serediny-XIX-veka-seleniya-i-na…

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.