Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Псевдомультикультурализм и Азербайджан: проблемы национальных меньшинств. Аналитика

Взаимоотношения национальных меньшинств с руководством современного Азербайджана имеет давнюю историю, и без краткого описания и анализа истории вопроса советского периода, начиная с возникновения СССР, невозможно понять истоки ныне проводимой политики АР. В национальной политике Азербайджана при решении проблем мультикультурализма господствовали и продолжают господствовать идеи ассимиляции. Преимущества в сфере воспитания и обучения предоставляются титульным этнокультурным группам. Одновременно игнорируются культурные и образовательные запросы остальных жителей. И в советское время, и сейчас азербайджанские власти через образование добиваются ассимиляции меньшинств и консервации культурной традиции большинства населения.

Так, еще в 1940-е годы в период ВОВ в Дагестане с активным участием руководства Азербайджанской ССР развернулась борьба между разными политическими группировками, которая имеет непосредственное отношение и к закавказским аварцам в частности. Целью тогдашнего первого секретаря Азербайджанской компартии Мир Джафара Багирова было присоединение Дагестана к АзССР.

Первый секретарь Азербайджанской компартии Мир Джафар Багиров

Первый секретарь Азербайджанской компартии Мир Джафар Багиров

В 1910-1930 гг. среди тюркоязычного населения, являющегося титульной этнокультурной группой в пределах Азербайджана, начала возрастать потребность в выражении собственной национальной самоидентификации. Одновременно коренные народы Восточного Закавказья — лезгины, аварцы, талыши и другие — воспринимали тюркоязычное население в качестве пришлого элемента, что порождало комплекс неполноценности у тюркской элиты Азербайджана. В качестве механизма преодоления этого комплекса можно было бы принять идентификацию себя с народом, наиболее близким в этническом или религиозном плане. Самоидентификация исповедующих шиизм тюрок Азербайджана с иранцами исключалась автоматически, т. к. в СССР о религии не могло быть и речи. Также в случае акцентирования внимания на тюркоязычности населения Азербайджана могла возникнуть опасность возрождения пантюркистских или, как минимум, протурецких идей, чего Москва, естественно, не могла допустить. Поэтому наиболее целесообразной стратегией стала консолидация мусульманских народностей Азербайджанской Советской Социалистической Республики в единый азербайджанский народ. В рамках создания азербайджанской общности поощрялась и поощряется политика изменения национальной принадлежности среди мусульманских и немусульманских народов Азербайджана: они просто записывались как азербайджанцы.

Политика записи, например аварцев азербайджанцами в некоторых селениях носила массовый характер. К примеру, в историческом селении Тала, разделенном позднее на три части — Эхеди Тала, Бехе Тала и Битди Тала — и насчитывающем около 10 тысяч жителей, к началу 1990-х годов официально аварцами числились 40-50 человек. Подобное явление описано в бакинской газете: «Четверть века назад (в 1970-х годах) во время одной из экспедиций мы остановились у одного жителя Белокан, аварца по национальности. В том году одному из его сыновей исполнялось 16 лет, и он получал паспорт. Но его отец думал не об этом, а о том, куда направить сына на учебу в ВУЗ. От этого зависела национальность сына. Если в Баку, то тот по паспорту становился азербайджанцем, если в Махачкалу — то оставался аварцем».

Такие наблюдения есть и в селе Кашкачай Кахского района. Во времена Российской империи по официальным данным от 1886 г. население Кашкачая составляло 999 человек и все без исключения — аварцы, а 1970-х годах селение Кашкачай упоминается уже со смешанным аваро-азербайджанским населением, а сейчас же аварцев, сохранивших самосознание и родной язык, в Кашкачае почти не осталось.

Ярчайший пример вышеуказанной ассимиляционной политики является еще и селение Елису – один из дагестаноязычных в прошлом сельских населенных пунктов Азербайджанской Республики (далее АР), расположенный в ее северо-западном регионе. Долгое время он был общественно-политическим и культурным центром благодатной провинции площадью около 1500 кв. км и во многом, поэтому вошел в историю Кавказа XV-XIX вв.. С учетом населения нагорной его части, т.е. Цахурского магала, населения Елису составляли цахуры, азербайджанцы (мугалы), аварцы и принявшие ислам грузины (ингилойцы) и «лезгины». В настоящее время елисуйские «лезгины» практически полностью перешли на азербайджанский язык, а по самосознанию должны быть, скорее всего, определены как азербайджанцы, которые помнят о своих дагестанских корнях.

Уже после распада СССР в Азербайджане кульминацией этой политики стала идея азербайджанизма как многонационального и многоконфессионального общества, имеющего собственный уникальный опыт сосуществования различных конфессий, основным принципом которого является мирное сотрудничество и толерантность. При этом более общим идентификационным критерием выступает государство и общегражданская идентичность, а единство и общность исторической судьбы и проектируемого будущего — главным наполнением создаваемого идейного дискурса.

Алихан Горский

volnacaspiya.com

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.