Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Монастырь Дадиванк в Карабахе глазами российского блогера. ЧАСТЬ V

Если смотреть на архитектурный ансамбль монастыря Дадиванк в Арцахе (Нагорном Карабахе) от главного входа, то видно, что существует четко выраженное ядро монастыря – комплекс построек, образующих единое целое. Это изящная колокольня монастыря, зала-притвор церкви Арзу-Хатун, соборная церковь Арзу-Хатун и малая базилика. О колокольне и удивительных хачкарах в ней мы уже писали – читайте и смотрите: «Монастырь Дадиванк. Часть 3». В этой заключительной публикации о монастыре Дадиванк мы расскажем о других зданиях центральной части монастыря.

На наш непрофессиональный взгляд, зала-притвор церкви Арзу-Хатун – бесспорный шедевр армянского зодчества. Это видно по фотографиям. Вот что пишут об этой постройке монастыря Дадиванк:

«Притвор соборной церкви представляет собой удлинённую залу, примыкающую к церкви с запада. Южная стена залы представляет собой аркаду. Зала покрыта двускатной крышей, свод которой опирается с одной стороны на южную стену малой базилики, а с другой — на аркаду. Центром интерьера является богато орнаментированный портал соборной церкви, кроме которой в залу выходят двери малой базилики.

На стенах притвора сохранились три надписи, две из которых сильно повреждены. Третья надпись является строительной, однако дата на ней была стёрта ещё в советское время. Благодаря тому, что до этого надпись была переписана Шагеном Мкртчяном, известно, что зала была построена в 1241 году Смбатом».

Внутри залы-притвора Арзу-Хатун находятся ниши и в них древние армянские реликвии.

Рядом находится красиво украшенная малая базилика.

Соборная церковь Арзу-Хатун потрясает своим величием!

Страница http://wiki.armenia.ru/wiki/Дадиванк сообщает:

«Соборная церковь Арзу-Хатун расположена в восточной части монастырского двора. От главных ворот к церкви с запада на восток ведет длинный коридор («проспект») из религиозных и светских зданий.

Собор был основан в 1214 году супругой великого князя Атерка Вахтанга — Арзухатун. Длинная надпись в 19 строк подробно рассказывает об Арзу-Хатун и основании ею церкви:

«Благодатью всемогущего бога-отца и единородного сына его Исуса Христоса и дарением наисвятейшего духа я, покорная слуга Христоса Арзу-Хатун, дочь князя-князей великого Курда и супруга владыки Атерка и всего Верхнего Хачена цареродича Вахтанга, с великим упованием построила святой собор на месте могилы мужа моего и детей моих — Хасана, первенца моего, и Григора, ушедших к богу во младенчестве…»

«Церковь является купольной залой с крестообразным изнутри и прямоугольным снаружи планом.

Во всех четырех углах церкви расположены двухэтажные ризницы. В ризницы, расположенные на втором этаже, можно добраться по консольным лестницам».

«Пилястры и арки сооружены из белого и серого камня, покрыты орнаментами. Стены изнутри были покрыты штукатуркой с роскошными фресками, которая сохранилась лишь местами. В сохранившихся фрагментах прослеживаются традиционные черты армянской фресковой живописи: богатая цветовая гамма, простой стиль росписи, любовь к орнаментике, лица с ярко выраженными восточными чертами. По утверждению Шагена Мкртчяна, качество фресок свидетельствует о таланте арцахских художников того времени, владевших “как техникой настенной живописи, так и искусством иллюстрирования рукописей”».

О фресках монастыря Дадиванк пишет Елена Шуваева-Петросян:

«Фрески Дадиванка примечательны своей тематикой: на одном из изображений показана житийная сцена интронизации Николая Чудотворца, на другом – мученическая смерть Святого Стефана Первомученика. «Николай Чудотворец, широко почитаемый в России, считается одним из наиболее «доступных» к человеку святых, к нему обращаются чаще всего, – рассуждает Гаянэ Георгян. – Но что интересно, в Армении он никогда не был таким популярным, поэтому изображение его на армянской фреске можно отнести к единичным и уникальным».

«Вопрос о причине создания фресок в Дадиванке мог бы и не возникнуть, если бы они были похожи на уже существовавшие до XIII века известные армянские фрески, – пишет в книге доктор исторических наук профессор Карен Матевосян, обращая внимание на выбор сюжетов – житийные изображения святых Стефана и Николая, в особенности изображение Святого Николая, которое не встречалось ни в более ранние, ни в поздние периоды на фресках церквей, конфессионально принадлежавших Армянской церкви. – Здесь заслуживает внимания мнение искусствоведа Лидии Дурново, которая считает, что появление такого редкого образа должно было иметь особые причины. Сохранились сведения о любопытном событии, произошедшем на территории Дадиванкской епархии в середине XIII века, позволяющие выдвинуть гипотезу». Карен Матевосян ссылается на один из отрывков труда историка Киракоса Гандзакеци (1203 – 1271), составляющий отдельную главу под названием «О Давиде-обольстителе». В 1250 году, а время тогда была нестабильное – после набегов монголов люди ждали конца света и каждое непривычное явление воспринимали как небесное знамение, пошла молва о том, что в Хачене (часть Арцаха, где и располагается Дадиванк) «прошел град и вместе с ним с неба упали рыбы длиною в пядь». В это же время в деревне Цар, относящейся к Дадиванской епархии, появляется некий Давид-врачеватель, Давид Цареци, называющий себя «чудотворцем». Люди, уставшие от испытаний и тягот, начинают верить в его святость и следуют за ним. Существует версия, что фреска с изображением Николая Чудотворца на стене в монастыре Дадиванка была создана, чтобы показатьчто у церкви уже есть свой признанный Святой, получивший свой дар от Христа, – настоящий Чудотворец. «По всей вероятности, неслучайно и то, что в Дадиванке изображена житийная сцена рукоположения Святого Николая, где с одной стороны Христос протягивает ему Библию, а с другой – святая Дева Мария передает ему омофор, – считает Карен Матевосян. – Эта известная иконографическая сцена – свидетельство неоспоримого авторитета Святого Николая. Однако удивительно появление в этой сцене образа архангела Михаила, не встречающегося в указанной иконографии на известных нам фресках и иконах, распространенных сотнями в византийском, русском и европейском искусстве, и являющегося единственным в своем роде. Архангел Михаил, один из величайших святых церкви, глава святого воинства ангелов, выступает здесь не только в сугубо образном обличии, но и с речью, обращенной именно к Николаю, написанной в верхней части фрески: «Я – Михаил, всегда храню тебя, и твой сотрудник с детства» (затем следует год создания фрески – 1297)». Очищая стены от копоти реставраторы Ара и Кристин обнаружили на стене, ведущей от алтаря к северной ризнице, написанную красной краской сокращенную запись имени «Давид» (согласно палеографии – XIII–XIV вв.). «Трудно настаивать, что это имеет отношение к Давиду Цареци и что это дело рук людей, вспоминавших его, но в то же время этого нельзя исключать», – говорит Карен Матевосян».

И снова обратимся к замечательному сайту http://wiki.armenia.ru/wiki/, который подробно пишет о соборной церкви Арзу-Хатун:

«Собор является композиционным центром всего ансамбля. Единственный вход церкви находится на западной стороне, обращенной к главным воротам монастыря.

Восточный фасад церкви украшает аркатура из трех декоративных арок. Самая широкая и высокая арка находится посередине? она содержит узкий оконный проём с завершением в виде декоративной пилястры. Выше окна находятся барельефы ктиторов, область ниже окна покрыта надписями. Две треугольные ниши по обоим сторонам срединной арки обозначают алтарь. Полукруглые бровки ниш покрыты орнаментом.

Южный фасад решён аналогичным образом. Однако, в отличие от восточной стороны, на композиции с ктиторами представленные во весь рост две фигуры держат макет церкви. Площадь над аркой занимают строительная надпись и различные дарственные надписи с конкретными датами или без них.

Северную стена выполнена нехарактерным для армянских памятников образом: в ней находится глухой декоративный портал. По мнению Шагена Мкртчяна, “орнаменты этого портала и, особенно окаймляющие вход арки, сделаны с таким изяществом, что оставляют впечатление ювелирной филиграни”.

Барабан церкви полуколонками и опирающимися на них арками разделён на 16 высоких и широких граней, имеющих попеременно либо треугольные ниши с арками, либо узкие окна. Кровля купола веерообразная, каждой грани на барабане соответствует грань на кровле. Выполненная из тщательно отесанных и плотно пригнанных плит тёмно-серого цвета кровля в сочетании со светло-розовыми гранями барабана и тёмно-серыми полуколонками, арками и фризом барабана создает сильный контраст светотени. Благодаря этому эффекту объем и расчлененность купола бросаются в глаза еще издалека, благодаря чему этот купол выгодно отделяется от аналогичных».

Игорь и Лариса Ширяевы

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.