О вкладе Армянской апостольской церкви в Победу над фашизмом

22 января 1943 года «Известия» опубликовали телеграмму Сталина:

«Прошу передать верующим армянам и духовенству Эчмиадзинского католикосата, внесшего средства на строительство танковой колонны имени Давида Сасунского, — мой привет и благодарность Красной Армии.

Указание об открытии специального счёта в Госбанке СССР дано.

И. СТАЛИН»

Таким был ответ Верховного Главнокомандующего на письмо из Св.Эчмиадзина от местоблюстителя Католикоса Всех армян архиепископа Геворга VI Чорекчяна, который призвал всех армян встать на защиту Родины: «Поддержать Советский Союз означает поддержать Родину. Победа Советского Союза означает победа армянского народа». Призыв Католикоса о сборе денег для строительства танковой колонны «Давид Сасунский» нашёл самый широкий отклик. Существенную сумму составила стоимость драгоценной панагии, украшенной бриллиантами, и других уникальных драгоценностей из платины и бриллиантов, переданных в фонд. В итоге, на собранные средства были построены сорок три танка «Т-34» для 119-й отдельного танкового полка. На каждом из них по-армянски было написано «Давид Сасунский». Полк, героически сражаясь в боях за освобождение Белоруссии и Прибалтики и встретив День Победы на берегу Балтийского моря, был награждён орденом Красного Знамени и получил гвардейское звание. На средства, собранные по призыву Католикоса, в том числе и в иностранной валюте - от армян диаспоры, были построены ещё одна танковая колонна, а также авиаэскадрилья, носящие имя «Генерал Баграмян». Заслуги Католикоса Всех армян Геворга VI Чорекчяна в деле борьбы с нацизмом были оценены высокими наградами СССР.

После смерти Католикоса «Журнал Московской Патриархии» написал:

№06 июнь 1954

ПАМЯТИ ВЕРХОВНОГО ПАТРИАРХА-КАТОЛИКОСА ВСЕХ АРМЯН ГЕОРГА VI

Дружественная нам Армянская Национальная Церковь понесла огромную утрату: 9 мая 1954 года скончался Верховный Патриарх-Католикос всех армян Георг VI.

Почивший Патриарх родился в 1868 году в городе Ростове-на-Дону (Новый Нахичеван) в семье ремесленника. Образование получил в Эчмиадзинской духовной семинарии, а затем окончил Эчмиадзинскую духовную академию. Будучи на последнем курсе академии, он 17 июля 1889 года принял монашество и вскоре был посвящен в архидиакона.

Выделяясь среди своих сверстников блестящими способностями, архидиакон Георг Чеорекчян имел особые дарования в области музыки. Усматривая в нем будущего деятеля Церкви, Католикос Макарий I посылает его в 1890 году для совершенствования в науках в Лейпцигский университет на богословский и философский факультеты, которые он и оканчивает в 1894 году вместе с консерваторией по классу композиции.

По возвращении на родину (в Ростов-на-Дону) архидиакон Георг Чеорекчян назначается преподавателем Армянской духовной семинарии, где работает до 1913 года. Далее путь его служения Армянской Церкви получает новое направление. В 1912 году Католикос Грузии Георг V, возвращаясь из Петербурга в Эчмиадзин, заметил среди духовенства, встречавшего его в Ростове, архидиакона Георга Чеорекчяна и, по приезде в Эчмиадзин, вызвал его к себе. Здесь он посвятил Георга в иеромонаха, сразу же возвел его в сан архимандрита и послала в Ростов начальником епархии.

В 1917 году архимандрит Георг был посвящен во епископа и, по возвращении в Эчмиадзин, стал председателем Комитета братской помощи армянам, пострадавшим от турецких преследований.

В 1921 году Католикос Армении Георг V назначил епископа Георга Чеорекчяна своим экзархом в Грузии, где имеется много армянских приходов. За большие заслуги по управлению этими приходами он был возведен в 1926 году в сан архиепископа.

До 1924 года в Эчмиадзине при Католикосе существовал Синод, а в 1924 году виднейшие епископы Армянской Церкви составили Верховный Духовный Совет, одним из самых деятельных членов которого стал архиепископ Георг Чеорекчян.

Когда в 1931 году скончался Георг V, архиепископ Георг был выдвинут кандидатом в Католикосы, но он отказался от этого поста, и Католикосом был избран Хорен I (1933 год), управлявший Армянской Церковью до 1938 года. Еще в 1937 году Патриарх Хорен I назначил местоблюстителем первосвятительского престола Георга, который после кончины Хорена (1938 год) и возглавил Армянскую Церковь.

Время партиаршего местоблюстительства Георга (1938—1945 гг.) было самым трудным в истории Армянской Церкви и армянского народа. Вместе с другими народами СССР он должен был напрягать все свои силы в Великой Отечественной войне против фашистской Германии. Архиепископ Георг, как патриарший местоблюститель, обратился к армянскому народу с призывом жертвовать на танковую колонну имени Давида Сасунского. Армяне, как один человек, откликнулись на призыв своего архипастыря, и в 1943 году колонна была построена.

В апреле 1945 года архиепископ Георг был на приеме у Главы Советского Правительства в Кремле и здесь изложил все основные нужды Армянской Церкви.

По возвращении из Москвы в Эчмиадзин, он обращается с посланием ко всем армянам в СССР и за границей, в котором говорит о необходимости избрания Патриарха-Католикоса Армянской Церкви и тогда же созывает Собор епископов, духовенства и мирян. На этот Национальный Церковный Собор съехались делегации духовенства и мирян из всех стран, где проживают армяне. Прибыл и Киликийский Католикос Гарегин I.

Национальный Церковный Собор решил целый ряд вопросов, касавшихся благоустроения Армянской Церкви, и единодушно избрал Верховным Патриархом-Католикосом всех армян местоблюстителя архиепископа Георга VI.

За время своего патриаршества, с 1945 года, Георг VI сделал чрезвычайно много по благоустройству Армянской Церкви, осуществив ряд реформ в соответствии с требованиями современности.

При нем в Эчмиадзине были открыты духовная академия и духовная семинария с бесплатным обучением и прекрасным общежитием.

Весьма значительны заслуги покойного Патриарха-Католикоса и в деле сближения Армянской и Русской церквей. В 1946 году начались оживленные сношения Эчмиадзина с Московской Патриархией. Помимо взаимных визитов делегаций, они выражаются в обмене поздравительными посланиями между Московским и Армянским патриархами. В целях лучшего ознакомления с положением церковных дел Русская и Армянская церкви регулярно обмениваются своими печатными изданиями, и в частности, ежемесячными журналами.

В 1952/1953 учебном году Патриарх-Католикос Георг VI командировал 8 архидиаконов, только что окончивших Эчмиадзинскую академию, в Московскую духовную академию для изучения православного богословия и русского языка. Архидиаконы посещали все богослужения, участвовали в хоре, подчинялись всем правилам академического порядка и жили вместе с русскими учащимися, войдя с ними в самые тесные дружеские взаимоотношения.

В 1948 году Патриарх-Католикос Георг VI, не взирая на свой преклонный возраст и дальность расстояния, прибыл в Москву на церковные торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Присутствуя на состоявшемся тогда Совещании Глав и Представителей автокефальных православных церквей, он выступил на этом Совещании с речью, в которой изложил свои взгляды на вселенско-церковное общение.

Патриарх-Католикос Георг VI проявил себя как выдающийся борец за мир, принимал активное участие в конференциях сторонников мира, был членом союзного и республиканского Комитета защиты мира.

Почивший Глава Армянской Церкви пользовался огромным влиянием и авторитетом. Он мечтал об объединении всех армян и способствовал возвращению многих из эмиграции на родину. Имя этого выдающегося деятеля Армянской Церкви войдет в историю, как имя истинного подвижника и борца за великие идеалы христианства.

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.