Итак, в Азербайджане для пропаганды своей мнимой толерантности по отношению к разным религиям в рамках ныне не в меру взращиваемой в массовом сознании популярности такого явления, как мультикультурализм, решили обратится на сей раз к полякам. В Варшаве при содействии католической Варшавской архиепархии была организована выставка «Христианское наследие в мультикультурной идентичности Азербайджана», самое активное и непосредственное участие в которой, понятно, приняла и азербайджанская делегация. Собственно, с подачи Баку эта выставка и была организована. Кроме посла Наргиз Гурбановой там присутствовал также и чиновный люд Азербайджана. В частности, в польскую столицу прилетели глава Азербайджанского библейского (однако!) общества Расим Халилов, исполнительный директор Международного (надо же!) центра мультикультурализма Раван Гасанов и председатель Албано-Удинской христианской общины Роберт Мобили. Были в составе делегации также и так называемые представители православной и католической общин Азербайджана, само существование которых в этой стране, весьма недвусмысленно свидельствует о том, что страна эта… увы, оплошность истории.
С польской стороны участие в выставке приняли более заметные по официальному статусу фигуры: заместитель госсекретаря МИД Анна Радван-Рёреншеф, вице-спикер Сейма Кшиштоф Босак, вспомогательный епископ Варшавской архиепархии Михал Яноха.
Разумеется, перечисление упомянутых имен, должно быть, ни о чем более или менее существенном не говорит нашим читателям, а вот ремарка об оплошности истории вовсе не случайна. Ибо именно она, оплошность, и позволяет Азербайджану глумиться над мировой историей, которая (по Сервантесу) является свидетельницей прошлого для предостережения будущего. И в этом смысле наипервейшей задачей исторической науки является всяческое неприятие лжи. Но, как известно, в Азербайджане мыслят иначе. И хотя тот же Сервантес предлагал лживых историков казнить как фальшивомонетчиков, в Баку на сей счет особо не беспокоятся, если вообще испытывают тревогу. Как же, лицемерная и на фарисействе замешенная Европа (в данном случае Польша) в лице ее государственных чинов всегда за понюшку черной нефти вкупе с баночкой черной икры готовы услужливо подставить плечо или, быть может даже, встать, пардон, в неприличную позу. Последнее нам здесь и сейчас вовсе не интересно. Просто пришлось к слову, навеянное известным письмом Папы Иоанна Павла II, призвавшего однажды к борьбе с пороком, который «причиняет горе жертвам, роняет авторитет церкви». Ну да ладно! Куда интересней в данном случае политическая составляющая этой самой позы. О ней порассуждать стоит.
ТАК, московский журналист и аналитик Станислав Стремидловский, экспертная специализация которого охватывает Польшу, Украину, Ватикан и Римско-католическую церковь, Церкви Ближнего Востока и Закавказья сообщает, ссылаясь на польское агентство Katolicka Agencja Informacyjna, что упомянутый выше Раван Гасанов открытие выставки, посвящённой «христианскому наследию Азербайджана», именно в Варшаве считает вовсе не случайным. По его словам, «поляки сыграли очень важную роль в развитии нефтяной промышленности, в архитектурном строительстве и на пути к независимости Азербайджана». Но это — с одной стороны. Так сказать, представительской. С другой, идеологической — Гасанов считает, что «на Западе недостаточно информации о доисламском наследии Азербайджана». Нетрудно догадаться, что несет в себе эта сторона. Та самая, которая фальсифицирует историю. Оказывается, если послушать посла Наргиз Гурбанову, торечь идет ни много ни мало об апостолах Варфоломее и Фаддее, а также Елисее, ученике Фаддея. Это они, если поверить Наргиз-ханум Гурбановой, «в селении Киш Шекинского района» дали стартустроительства «первой христианской церкви на Кавказе, которая стала известна как мать восточных церквей».
После чего Станислав Стремидловский, теперь уже со ссылкой на личную беседу с архиепископом Паргевом Мартиросяном, который, как известно, с 1988 по 2020 год возглавлял Арцахскую епархию, выражает неподдельное удивление. Как же так, ведь «этих же апостолов считает «своими» и Армянская апостольская церковь, в частности, в отношении наследия Кавказской Албании, из которой выводит свою государственность и церковность Арцах (Нагорный Карабах)». Московский аналитик приводит даже слова архиепископа: «Мы ведём отсчёт государственности Арцаха с первой половины V века, после того как ниспала Армянская царственность, а в восточной Армении – в Арцахе, Утике, Пайтакаране и на левобережье Куры – была создана Армянская царственность со своим царем и католикосом. То, что называли когда-то Кавказским Албанским царством и Албанским католикосатом».
Тут, казалось бы, московскому автору следовало бы ухватиться за эти слова архиепископа и развить тему в истинном историко-культурном обобщении сказанного. Однако он предпочитает ограничиться сухим информационным жанром. Что, впрочем, оправданно в том смысле, что для раскрытия темы (читай: разоблачения азербайджанских фальсификаций) потребовалось бы намного больше времени и, соответственно, количества слов. Поэтому, не принимая во внимание, что правда дороже времени (Дизраэли), он пишет: «В противовес Арцахской епархии Армянской апостольской церкви Баку выставляет Албано-Удинскую христианской общину. После того, как Нагорный Карабах вернулся под контроль Азербайджана, азербайджанские издания задавались вопросом, «не наступил ли этап подготовки документов по восстановлению прав Албанской церкви, а именно возрождения её древнего наследия путём возвращения ей статуса автокефалии, тем более при наличии в Азербайджане албано-удинской христианской общины?».
Но Баку пока что не идёт на реализацию автокефалии, предпочитая использовать проект Албанской церкви преимущественно в информационно-пропагандистских целях. Что любопытно, такой подход находит «понимание» в Польше. По словам вспомогательного варшавского епископа, выставка «Христианское наследие в мультикультурной идентичности Азербайджана» имеет «познавательную ценность», поскольку она посвящена «теме, совершенно неизвестной в Польше – как Албанская церковь была мощной (?! — ред.) христианской общиной на территории современного Азербайджана, Церковью с апостольской традицией, отправной (?! – ред.) точкой для христианства на этой территории».
Трудно сказать, заблуждается польский епископ или лицемерит? Казалось бы, священнослужителю не грех было бы заранее изучить тему, дабы не уподобиться глупцу, не знающему правды, или, зная ее, но предпочитая молчать, уподобиться бессовестному лжецу. Этим вопросом автор статьи в ИА РЕКС, конечно же, не задается. Но он, кажется, находит нечто иное, что в известной степени объясняет подобное поведение варшавского епископа. Это – отношение к Армянской Апостольской церкви в самой Армении. И он пишет: «После того, как между премьер-министром Армении Николом Пашиняном и Армянской апостольской церковью резко испортились отношения, а в Ереване представители правящей партии назвали 1700-летнюю историю Церкви в стране мифом, который нужно «до основания разрушить», борьба за армянское христианское наследие на Кавказе сконцентрировалась преимущественно на Западе.
И действительно, «толерантный Азербайджан» уже не первый год фигурирует в ежегодных докладах Комиссии США по международной религиозной свободе (USCIRF) в качестве страны, «уничтожающей армянское духовное наследие на территориях Нагорного Карабаха, перешедших под контроль Баку». На днях эта же комиссия США обратила внимание на «преследование христиан в Азербайджане». Станислав Стремидловский приводит выдержку из статьи американских авторов в католическом издании National Catholic Register, в котором отмечается, что рекомендация USCIRF «даёт понять, что США не потерпят религиозных преследований», а «государственный департамент должен прислушаться к призыву Комиссии и осуществить конкретные действия и дипломатические меры, чтобы остановить культурное и религиозное преследование в Нагорном Карабахе…».
Поэтому совсем не удивительно, что в Баку тоже рьяно подключились к «разоблачению» Армянской апостольской церкви, добавляя в них «геополитические нотки». Разрабатываемый Баку проект Албанской церкви на этом фоне должен показать польским католикам и, желательно, не только им, что именно Азербайджан является главным хранителем христианского наследия в Закавказье и – в отличие от армянских христиан – привержен «политике мультикультурности», — заключает автор статьи «БАКУ С ПРОЕКТОМ АЛБАНСКОЙ ЦЕРКВИ ПРОРЫВАЕТСЯ НА ЗАПАД ЧЕРЕЗ ПОЛЬШУ».
От редакции НВ
Было бы весьма интересно знать, как думают об этом «проекте» в Московском патриархате Русской Православной Церкви? Не желая быть превратно понятыми, мы бы порекомендовали ознакомиться с научным трудом арцахского историка Степана Дадаяна «Правда и ложь о Карабахском «ханстве». В книге, если пренебречь корректорскими ляпами (издержки издательского дела в настоящее время), можно ознакомиться с критикой антинаучных, исторически необоснованных измышлений азербайджанских «ученых» об истории Арцаха, с выдуманными ими небылицами и историческими инсинуациями, позволяющими политическим структурам современного, впрочем, и ранее советского, Азербайджана разглагольствовать, переворачивая все с ног на голову, об Арцах-Карабахе, как якобы неотъемлемой части выдуманного в 1918 году Азербайджана. Не лишне будет добавить, что в книге широко использованы труды (кроме армянских) также и российских историков. Есть ссылки и на азербайджанских (непредвзятых) авторов.
Другая статья Станислава Стремидловского на данную тему: «ПОПРОСЯТ ЛИ УДИНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА АВТОКЕФАЛИЮ У АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ?» (См. https://regnum.ru/article/3503912)
Добавить комментарий