Тер-Газарянц – участник Великой Отечественной войны. Долгие годы служил в партийном аппарате, в 70-80-е послом СССР в африканских странах, а затем работал в организациях по защите авторских прав. Стоял у истоков Союза армян России, где работал и до 100-летия, и дальше.
31 декабря в Москве скончался Георгий Тер-Газарянц – советский партийный деятель и дипломат, участник Великой Отечественной войны. В марте 2023-го Георгий Арташесович начал отсчет своей второй сотне лет. По активности она мало чем уступала первой: до последних дней он был первым вице-президентом Союза армян России. Причем реально был, а не числился, вспоминает другой вице-президент, Лусик Гукасян.
"Он был одной из знаковых фигур, которые стояли у истоков Союза армян России, с Артуром Чилингаровым, скульптором Фридом Согояном, Арнольдом Армаяном. Благодаря таким людям Союз так долго и стабильно работает. Надеемся, что и Георгию Арташесовичу продлила жизнь работа и ощущение востребованности даже в преклонные годы", - добавила Гукасян.
По правилам и без
До марта 2020 года, пока не начались локдауны, Тер-Газарянц приезжал на работу постоянно, причем приходил раньше, а уходил - позже всех. Его ни разу не видели без галстука – даже когда летом 2022-го под Москвой горели торфяники, а в городе стоял смог и была безумная жара, вспоминает Гукасян.
Не станем рекомендовать читателям "рецепт" долголетия Тер-Газарянца, так как он помногу курил. Все его коллеги и знакомые, вылетавшие в Ереван, знали – с собой для него надо привезти армянские сигареты. Вдобавок, он был большим любителем сладкого, угощая весь аппарат САР мороженым и вафлями.
"Однажды мы поехали навестить Георгия Арташесовича, берем с собой гостинцы. Я говорю: "Он любит конфеты и вафли". Ара Аршавирович (Абрамян - ред) говорит: "Да ладно – вафли, серьезные вещи возьмите". Но я взяла-таки и этих вафель. И вот мы сидим за накрытым столом, и тут он – раз – дотянулся до вафель и снова стал всех угощать", - вспоминает Гукасян.
Вдобавок, до 95 лет он водил машину, причем любил "лихачить" (возможно, по привычке с советского времени, когда владельцев особых служебных удостоверений ГАИ не штрафовало). Когда он увидел видеокамеры на дорогах, это его очень удивило – как и уведомление о штрафе.
"Однажды я захожу к нему, а он сидит, смотрит на какую-то бумажку. "Вот", - говорит, -"И мне штраф пришел. Но там же улица совсем пустая была". Я говорю: "Привыкайте, эти камеры теперь на каждом шагу", - рассказывает Гукасян.
Увидев фотографии Тер-Газаряна в молодости, она как-то спросила: "А это правда, что вы по Еревану на мопеде ездили?". "Какой мопед!… Это был Харли Дэвидсон!".
Посол СССР
Когда Тер-Газарянц вернулся с Великой Отечественной войны, он начал работать по партийной линии. В 27 лет, в 1950 году, был назначен первым секретарем комсомола (ЦК ЛКСМ) АрмССР, а в марте 1953-го стоял в почетном карауле на похоронах Сталина. В конце 50-х, работая уже во всесоюзном комсомоле (ЦК ВЛКСМ), ездил с делегацией и в Китай, откуда сохранились его фотографии с Мао Цзэдуном. В 60-е, в ЦК Армении, работал секретарем по вопросам идеологии. С того времени и до последних лет, на его рабочем столе всегда была стопка свежих газет, которую он перечитывал с карандашом в руке.
В 1973 году начался дипломатический этап карьеры Тер-Газаряна, по которому он наиболее известен: 14 лет служил послом СССР в Сенегале, а затем в Зимбабве. Назначение было не случайным: помимо опыта работы в партаппарате и Закавказском военном округе, он знал французский язык (что намного облегчало его работу в Сенегале). Выученное он помнил и в 90 с лишним.
Однажды из САР позвонили в Елисейский дворец, для нескольких уточнений по признанию 24 апреля памятным днем во Франции. Вскоре приходит ответный звонок, причем на проводе отказываются говорить по-английски.
"Мы бегом к нему: "Георгий Арташесович, вспоминайте ваш французский, без вас никак", - улыбаясь, вспоминает Гукасян.
Под началом Тер-Газарянца исполнял свою первую дипломатическую миссию Григорий Карасин - будущий замглавы и статс-секретарь МИД России, который всегда с уважением отзывался о своем старшем коллеге. Близкое знакомство связывало его и с Евгением Примаковым.
В Зимбабве, где Тер-Газарянц тоже служил послом, его помнят до сих пор. В этом убедился и Ара Абрамян, который несколько лет назад был в деловой поездке в Зимбабве и встречался с президентом страны. Когда Абрамян назвал фамилию Тер-Газарянца, то оказалось, что президент Роберт Мугабе (стоявший у власти 30 лет) его прекрасно помнил, более того - сам принимал у него верительные грамоты. Здесь, забыв о протоколе, он пустился в воспоминания…
"Что за мощная личность!"
На одном из юбилеев Тер-Газарянца в САР проходил торжественный прием, на который приехали и армяне из Америки. Вначале гости с удивлением спрашивали, в чью честь их собрали. Но, увидев на экране подборку его фото, в том числе с Бушем- старшим, они не скрыли эмоций: "Աս ինչ հզոր մարդ է" (что можно перевести с западноармянского как "что за мощная личность!").
Тер-Газарян их прекрасно понял, так как, при знании иностранных языков, прекрасно говорил и на родном – причем в последние годы старался говорить на армянском все больше, а вплоть до 95-96 лет не упускал ни одной возможности приехать в Армению, где САР проводил проекты с министерством Диаспоры и Академией наук.
Президенты, чай и песни
На юбилеи он получал поздравления от президентов и Армении, и России. На 100-летие ему пришло очередное поздравление от президента РФ Владимира Путина, а за десять лет до того, на 90-летие, ему прислали из Кремля большую коробку с гербом России: внутри оказался чайный сервиз.
На его юбилеи приезжали Юрий Антонов и другие известные композиторы-песенники, с которыми он подружился в годы работы во Всесоюзном агентстве по охране авторских прав, а затем – в российском авторском обществе.
В заключение
Георгий Арташесович ушел из жизни за несколько часов до Нового года, в окружении родных. Прощание с ним его семья решила провести после российских январских праздников, чтобы все. кто знал и уважал его, могли прийти с ним попрощаться.
Арам Гарегинян
Добавить комментарий