Так можно назвать благотворительный концерт, прошедший недавно в большом зале филармонии имени А. Хачатуряна, инициированный Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна и инициативной группой гуманитарной помощи Арцаху. Все средства от концерта переданы постоянному представительству Карабаха в Армении для обеспечения медицинских нужд арцахских детей, страдающих от очередной азербайджанской агрессии.
Только одно произведение включала программа этого концерта – но какое! – Девятую симфонию Брукнера, ставшую лебединой песней классика австрийской музыки, его последним крупным произведением. В исполнении Армянского симфонического оркестра она прозвучала впервые.
КАК ИЗВЕСТНО, НАД СВОЕЙ ПОСЛЕДНЕЙ СИМФОНИЕЙ А. БРУКНЕР работал будучи уже тяжело больным. Это было время позднего, но и полного безусловного признания. По словам биографов композитора, после долгих лет гонений критики, его музыка наконец-то завоевала весь мир. Исследователи музыки Брукнера определили ее как «Готическую». Над симфонией композитор работал до последнего дня своей жизни. Сохранились эскизы финала, показывающие, что он был задуман в грандиозных масштабах, с фугой и хоралом. Предчувствуя свой скорый конец, композитор рекомендовал вместо последней части исполнить «Te Deum». Премьера Девятой симфонии состоялась в Вене в 1903 году и прошла с огромным успехом. Даже незавершенная симфония произвела огромное впечатление, поражая величием замысла. «Te Deum» не всегда исполняется, так как великолепное адажио вполне убедительно завершает монументальный цикл.
Оркестр под управлением Сергея Смбатяна сумел продемонстрировать свои ансамблевые достоинства, чистоту строя, блеск духовой группы. Симфония Брукнера прозвучала вдохновенно, может быть, не во всем гигантском масштабе замысла композитора, но весьма значительно, покоряя глубиной и величием. Многоликая, по-разному воспринимающая музыку публика, мгновенно подчинилась воздействию симфонии. А это бывает нечасто.
Слить различные эпизоды в единое полотно, воплотить могучий размах и трагедийный пафос под силу не просто зрелому мастеру, но музыканту, искренне увлеченному музыкой. Творческий энтузиазм Сергея Смбатяна сплотил вокруг себя весь оркестр. Такую увлеченность, единство исполнительских усилий, осмысленность целого и каждой детали, как на этом концерте, встретишь не часто. Не идя на поводу только у внешней – пусть очень эффектной стороны сочинения, дирижер сумел передать главное - щемящую тоску, накапливаемый трагизм. Смбатян и его оркестр заставили услышать в музыке Брукнера нечто, во много раз превосходившее ее чисто звуковую реальность.
Публика (а она заполнила весь зал), пришедшая на концерт, по-настоящему прожила в сложном, неоднозначном духовном мире, который в интерпретации оркестра и его дирижера стал понятным и близким всем. Без преувеличения можно сказать, что в течение часа с лишним исполнители не просто погружались в звуковой мир брукнеровской музыки, но совершали экскурсы в самые разные сферы духовного бытия, которые выражены в этом масштабном произведении. Только после такого вживания подлинные ценности искусства композитора, являясь в некотором смысле эквивалентом концентрированного человеческого опыта, становятся доступными для восприятия, находят отклик. И этот резонанс сцены и зала, возникший на концерте, - свидетельство тому.
Добавить комментарий