Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

СОПРЕДСЕДАТЕЛЯМ МГ ОБСЕ В СВЯЗИ С ПРАЖСКИМ ЗАЯВЛЕНИЕМ: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАГОРНОГО КАРАБАХА – ЭТАЛОН СООТВЕТСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ

В Праге 6 октября с.г. на полях саммита Европейского политического сообщества в процессе обсуждения проблем гарантирования мирного разрешения итогов геноцидных агрессий Азербайджана и Турции против Нагорного Карабаха в 2020 г., а также Азербайджана против Армении в 2022 г. лидеры РА и Аз.Р, заявляя о признании территориальной целостности друг друга, подтвердили свою приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации от 1991 года. При этом в связи с рассмотрением – по умолчанию – в Пражском заявлении Нагорного Карабаха как статусного атрибута территориальной целостности Азербайджана акцентируется внимание на соавторстве в данном заявлении, кроме Председателя ЕС Шарля Мишеля, также Сопредседателя Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию в лице Президента Франции Эмманюэля Макрона. Имеем честь заметить, что публичное согласие последних с игнорированием факта правомочности преодоления Нагорным Карабахом территориальной целостности Азербайджана ставит под вопрос международно-правовую валидность вышеупомянутого Пражского заявления и законосообразность его имплементации.

В связи с особой важностью преодоления возможных негативных последствий реализации Пражского заявления на фоне геноцидных внесудебных казней армянских военнопленных, осуществляемых на территориях Армении и Арцаха по указанию властей Аз.Р, предлагаем вниманию международного научно-экспертного сообщества результаты исследования Института национальных стратегических исследований (ИНСИ) МО РА факта безукоризненной законосообразности выхода Нагорного Карабаха за пределы применимости принципа территориальной целостности Азербайджана.

ДАЛЕЕ цитатный фрагмент текста аналитического доклада ИНСИ МО РА, апробированного на обсуждениях в НЭС ОДКБ, МГИМО МИД РФ, Российской ассоциации теории моделирования международных отношений, Российской ассоциации политической науки, Гарвардской Школе государства и Институте национальных стратегических исследований Университета национальной обороны США:

* * *

ЦИТ.: - «ПРАВО НА ВЫХОД СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ИЗ СССР было закреплено в 72-ой статье Конституции СССР 1977 г. Порядок реализации этого права был установлен принятым 3 апреля 1990 г. Законом "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". По 3-ей статье этого Закона автономным образованиям и компактно проживающим национальным меньшинствам предоставлялось право выхода из состава республики и самостоятельного определения своей судьбы в том случае, если союзная республика принимала решение о выходе из состава СССР. Причем в этом случае республика была обязана проводить референдум о независимости также в автономных образованиях и на территориях компактного проживания национальных меньшинств — с раздельным подсчетом голосов (Закон СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" No 1410-1 от 3 апреля 1990 г.", Ведомости Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР", 1990, No 15).

Закон СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР".

Закон СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР".

30 августа 1991 г., после провала путча, предпринятого в СССР 19-21 августа, Верховный совет Азербайджана принял Декларацию о независимости (Декларация Верховного совета Азербайджанской Республики "О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики", от 30 августа 1991 года).

Заявление Азербайджана о выходе из состава Советского Союза дало право Нагорно-Карабахской автономной области и Шаумянскому району самостоятельно распорядиться своей дальнейшей судьбой – в соответствии с вышеупомянутым Законом от 3 апреля 1990 г.

В ответ на это решение областной совет Нагорного Карабаха и районный совет Шаумянского района, основываясь на положениях Закона от 3 апреля 1990 г., на совместном заседании, состоявшемся 2 сентября 1991 г., приняли решение о провозглашении в границах НКАО Азербайджанской ССР и Шаумянского района Азербайджанской ССР Нагорно-Карабахской Республики как федерального субъекта в составе СССР, на территории которого продолжали действовать Конституция и законодательство СССР, а также иные законы, не противоречащие целям и принципам Декларации о независимости и особенностям республики (Декларация "О провозглашении Нагорно-Карабахской Республики", от 02 сентября 1991 года).

18 октября 1991 г. Верховный совет Азербайджана, без проведения референдума и выяснения мнения НКАО, Шаумянского района и компактно проживающих в иных местах национальных меньшинств, с нарушением соответствующих требований Закона от 3 апреля 1990 г. принял Конституционный акт о независимости, который декларировал неправомерное решение Азербайджана о выходе из советской государственно-правовой системы и законодательно закреплял его отказ от необходимости согласования с собой дальнейшей судьбы Нагорного Карабаха (Конституционный акт Азербайджанской Республики о государственной независимости Азербайджанской Республики).

26 ноября 1991 г. Верховный совет Азербайджана принял закон об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области (Закон Аз.Р "Об упразднении НКАО АзР", от 26 ноября 1991 года. Ведомости ВС Аз.Р, 1991, N 24), который Комитетом конституционного надзора СССР в связи с несоответствием статьям Конституции СССР был признан антиконституционным (Постановление Комитета конституционного надзора СССР об актах Верховного Совета СССР и его Президиума и Верховных Советов Азербайджанской ССР (Азербайджанской Республики) и Армянской ССР (Республики Армения) о Нагорно-Карабахской автономной области, от 28 ноября 1991г. N 28). В ответ на принятие Азербайджаном данного закона в Карабахе 10 декабря 1991 г. в соответствии с требованиями международного права и законодательства СССР, в присутствии международных наблюдателей был проведен референдум о независимости Нагорно-Карабахской Республики. Особо важно подчеркнуть зарегистрированность факта создания всех условий для участия в референдуме азербайджанского меньшинства (Акт о результатах референдума о независимости Нагорно-Карабахской Республики, от 10 декабря 1991г., г. Степанакерт, Нагорно-Карабахская Республика, Министерство Иностранных Дел, http://www.nkr.am/ru/referendum/42/).

21 декабря 1991 г. руководители 11 советских республик Алма-атинской декларацией провозгласили роспуск Советского Союза (Алма-Атинская Декларация, Алма-Ата, от 21 декабря 1991 г., Юридическая Россия. Федеральный правововoй портал (v.3.2.), за чем последовало законодательное закрепление данного политического факта со стороны Верховного совета СССР (Декларация Совета Республик ВС СССР "В связи с созданием Содружества Независимых Государств" от 26.12.1991 N 142-H, вследствие чего исчезли возможность и необходимость согласования результатов референдума также с центральными органами СССР).

21 декабря 1991 г. руководители 11 советских республик Алма-атинской декларацией провозгласили роспуск Советского Союза (Алма-Атинская Декларация, Алма-Ата, от 21 декабря 1991 г

21 декабря 1991 г. руководители 11 советских республик Алма-атинской декларацией провозгласили роспуск Советского Союза (Алма-Атинская Декларация, Алма-Ата, от 21 декабря 1991 г

СЛЕДУЕТ ТАКЖЕ ОТМЕТИТЬ, ЧТО БЫЛИ НЕПРАВОМЕРНЫ РЕШЕНИЯ КАВБЮРО РКП(б) как от 4 июля 1921 г. о включении Нагорного Карабаха в состав Советской Армении (ЦПА ИМЛ, ф 64, оп. 2, д. 1, л. 118), так и от 5 июля 1921 г. о введении Нагорного Карабаха в состав Азербайджанской ССР (РГАСПИ, фонд 64, оп. 1, д. 1. л. 124), поскольку Кавбюро являлось партийным органом и не обладало полномочиями определять государственные границы. Таким образом, включение Нагорного Карабаха в состав Азербайджана по решению Кавбюро являлось противозаконным актом.

Таким образом, Нагорно-Карабахская Республика реализовала свое право на самоопределение в правовом аспекте безукоризненно - в соответствии с действовавшими в то время Конституцией и законами СССР, нормами международного права и принципами демократии.

Международное сообщество признало Азербайджан независимым государством в границах, определенных внутренним законодательством СССР. Согласно этому законодательству, Нагорный Карабах в момент обретения Азербайджаном независимости не являлся частью Азербайджана, а следовательно, территориальная целостность Азербайджана не имеет никакого отношения к Нагорно-Карабахской Республике».

Конец ЦИТ.

Гайк Котанджян

Гайк Котанджян

Гайк КОТАНДЖЯН, генерал-лейтенант, доктор политических наук–профессор в области государствоведных стратегических исследований безопасности (Российская академия управления при Президенте РФ); Научный эксперт по международному контртерроризму (Национальный университет обороны США)

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.